Список литературы о пневмонии

Рубрики Здоровье

Список литературы о пневмонии

Калькулятор

Сервис бесплатной оценки стоимости работы

  1. Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
  2. Расчет стоимости придет на почту и по СМС

Номер вашей заявки

Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.

«пневмонии» цель занятия :: Пневмония список литературы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ

ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ: «ПНЕВМОНИИ»

А) Пневмония – одно из наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, встречающееся у 3-15 человек на 1000 населения. Смертность от внебольничной пневмонии составляет 5%, от нозокомиальных – 20%, у пожилых — 30%. Частые случаи гипо- и гипердиагностики, учащение затяжного течения пневмоний, развитие осложнений, угрожающих жизни (септический шок).

Б) студент должен знать современные взгляды на этиологию и патогенез, клинико-лабораторно-инструментальные критерии пневмонии и принципы ее лечения.

^ СТУДЕНТ ИЗ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ КУРСОВ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Строение воздухоносных путей, легких (доли, сегменты).
  2. Физиологию дыхания.
  3. Острое воспаление. Сосудисто-экссудативная реакция при воспалении. Основные медиаторы ответа острой фазы. Исходы острого воспаления. Патофизиологию воспаления легочной паренхимы..
  4. Микробиологические особенности возбудителей пневмонии (пневмококк, стрептококк, клебсиелла, микоплазма, хламидия, легионелла, пневмоциста и др.)
  5. Методы обследования больных с синдромом уплотнения легочной ткани. Различать притупление перкуторного звука, ослабление дыхания, виды и характер хрипов в легких, изменение бронхофонии и голосового дрожания.

6. Патологическую анатомию стадий и осложнений пневмонии.

7. Лабораторные и инструментальные методы исследования при пневмонии с их интерпретацией (общий анализ крови, белки острой фазы, общий анализ мокроты, анализ мокроты по Граму, рентгенография легких в 2-х проекциях, УЗИ легких, КТ легких).

8. Диагностика и лечение осложнений пневмонии.

9. Механизм действия основных групп препаратов: антибиотики, отхаркивающие и бронхолитические средства, иммуномодуляторы, антиоксиданты.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ «ПНЕВМОНИЯ» (НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

  1. Определение пневмонии.
  2. Этиология пневмонии.
  3. Патогенез пневмонии.
  4. Классификация пневмоний.
  5. Основные клинико-лабораторно- инструментальные диагностические критерии пневмонии.
  6. Дифференциальный диагноз.
  7. Лечение пневмонии.
  8. Осложнения пневмонии.
  9. Диспансеризация.

Перечень учебных элементов к графологической структуре нозологического построения темы: «Пневмония»

Пневмония – острый инфекционный воспалительный процесс нижних отделов дыхательных путей, подтвержденный данными рентгенологического исследования.

Сопутствующие заболевания (ХОБЛ, ХСН, С.Д.)

Снижение иммунореактивности организма

Активация альвеолярных макрофагов и выработка провоспалительных цитокинов

Активация ПОЛ, депрессия антиоксидантной защиты

Дисбаланс в свертывающей и противосвертывающей, фибринолитической системе в сторону гиперкоагуляции

Классификация (см. приложение)

Кашель с мокротой

Боли в грудной клетке (при вовлечении плевры)

Притупление перкуторного звука

Усиление бронхофонии и голосового дрожжания

Крепитация, влажные хрипы

Лабораторные (лейкоцитоз, палочкоядерный сдвиг лейкоформулы влево, ускорение СОЭ)

Инструментальные (Рентгенологические – инфильтрат)

Особенности клиники и диагностики различных видов пневмоний

Особенности клиники в зависимости от возбудителя:

Пневмококковая пневмония — классическая клиническая картина

Пневмония, вызванная атипичными возбудителями (микоплазма, хламидия, легионелла) — преобладание внелегочных проявлений, интоксикации, отсутствие синдрома уплотнения легочной ткани

Стафилококковая пневмония – осложняется деструкцией ткани легкого

Пневмония, вызванная клебсиеллой – чаще у пациентов с алкоголизмом, осложняется абсцедированием.

Пневмония, вызванная гемофильной палочкой – чаще у курильщиков и у больных ХОБЛ, выраженный бронхообструктивный синдром.

Особенности диагностики различных видов пневмоний

Особенности анамнеза (условия возникновения пневмонии)

Особенности рентгенологической картины (при атипичной пневмонии – участок усиления легочной ткани)

Микробиологическая верификация этиологии пневмонии

Синдром уплотнения легочной ткани

Синдром накопления жидкости в плевральной полости (тупой перкуторный звук,косая верхняя линия Дамуазо, треугольник Гарлянда, Граухфуса-Грокка

Внутрисиндромальная – по синдрому уплотнения легочной ткани

Острая дыхательная недостаточность

Острый респираторный дистресс-синдром

Антибиотики (полусинтетические пенициллины, цефалоспорины, макролиды, фторхинолоны, «защищенные» пенициллины)

Антипиретики (при повышении температуры тела выше 38)

Бронхолитики (при бронхоспазме)

Дезинтоксикация (при интоксикационном синдроме)

Дыхательная гимнастика, ЛФК

Особенности лечения различных видов пневмоний

Показания к госпитализации

Особенности выбора антибактериальной терапии (при внебольничной пневмонии – аминопенициллины и макролиды, при госпитальной пневмонии – цефалоспорины 3 поколения, фторхинолоны или используя локальные данные о структуре госпитальных инфекций.

Длительность антибактериальной пневмонии

^ ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ:

  1. Общий анализ крови.
  2. Общий анализ мочи.
  3. Общий анализ мокроты.
  4. Бактериоскопия мазка мокроты, окрашенного по Граму.
  5. Биохимический скрининг: мочевина, креатинин, протеинограмма, глюкоза крови.
  6. Бактериологический посев мокроты для определения микрофлоры и ее чувствительности к антибиотикам.
  7. Исследование газов крови и кислотно-щелочного равновесия – у тяжелобольных с дыхательной недостаточностью.
  8. Иммунограмма — у лиц с предполагаемыми или установленными признаками иммунодефицита.
  9. Рентгенография легких в 2-х проекциях, в динамике через 10 – 14 дней.
  10. УЗИ органов грудной клетки (диагностика плеврита).
  11. ФВД (сопутствующая ХОБЛ)
  12. Консультация пульмонолога, фтизиатра.

^ НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Научиться на основании ведущих клинико-лабораторно-инструментальных критериев диагностировать пневмонии.
  2. Научиться, на основании клинических и параклинических данных выявлять этиологию пневмонии, оценивать степень тяжести.
  3. Научиться проводить дифференциальную диагностику пневмонии с другими похожими, наиболее часто встречающимися заболеваниями.
  4. Научиться составлять план обследования и лечения больных пневмонией.

К концу занятия студент должен уметь:

  1. Методически правильно провести обследование больного с синдромом уплотнения легочной ткани.
  2. Выявить у пациента клинические признаки пневмонии.

3. Составить план обследования для пациента с пневмонией.

4. Дать оценку лабораторным показателям и показателям рентгенологического исследования легких.

5. Провести дифференциальную диагностику пневмонии с раком легкого и инфильтративным туберкулезом легких.

6. Сформулировать диагноз, используя современную классификацию по условиям возникновения пневмонии.

7. Сформулировать основные принципы и составить план лечения больного с пневмонией в зависимости от вида (внебольничная, нозокомиальная, на фоне иммунодифицита, аспирационная)

8. Оценить эффективность антибактериальной терапии, определить длительность антибактериальной терапии.

9. Выявить у пациента осложнения пневмонии.

1.Внутренние болезни. В 2т.: учеб. для вузов; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М.: ГЭОТАР – Медиа Т.2: прил. на компакт-диске. — 2010.

2.Внутренние болезни. В 2т.: учеб. для вузов с компакт-диском; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР – Медиа.- 2008.

1. Пульмонология: Нац. рук.;Рос. респираторное о-во и ассоц. мед. обществ по качеству. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2009. (Национальный прект «Здоровье»).

2.Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону / Под ред. Э. Фаучи, Ю. Браунвальда, К. Иссельбахера и др. В 7 томах. Пер. с англ. – М.: Практика – Мак-Гроу-Хилл, 2005. – С. 1735-1746.

3. Внебольничная пневмония у взрослых: практические рекомендации по диагностике, лечению и профилактике. Пособие для врачей. МЗ и Всероссийское научное общество пульмонологов. Москва. 2003. — 23 с.

4. Лещенко И.В. Клинико-организационное руководство: Внебольничная пневмония (территориальный стандарт). Екатеринбург, 2002. — 38 с.

5. Пульмонология. Клинические рекомендации / Под ред. А.Г. Чучалина.. М.: Гэотар-Медиа, 2005. – С. 50-73.

6. Чучалин А.Г. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. для практикующих врачей / А.Г. Чучалин, С.Н. Авдеев, В.В. Архипов и др. М.: Литтерра, 2004. – С. 302-324.

Тесты для проверки базисных знаний к теме: « Пневмония»

  1. Местом перехода висцеральной плевры в париетальную является:
  1. Верхушка легкого
  2. Передний край легкого
  3. задний тупой край легкого
  4. Нижний край легкого
  5. Корень легкого

2. К альвеолярному дереву относятся:

1. Сегментарные бронхи

2. Субсегментарные бронхи

3. Дольковые бронхи

4. Терминальные бронхиолы

^ 3. К грамотрицательным бактериям относятся:

4. Особенности культивирования хламидий:

1. На основных питательных средах

2. В культуре клеток

3. На средах с нативным белком

4. На агаре с сульфитом марганца

^ 5. Особенностями микоплазм являются:

1. Образование элементарных телец

2. Отсутствие клеточной стенки

3. Отсутствие цитоплазматической мкмбраны

4. Облигатный внутриклеточный паразитизм

5. Наличие жгутиков

^ 6. Эритромицин имеет следующий механизм молекулярного действия:

1. Ингибирование синтеза белка

2. Нарушение синтеза ДНК

3. Ингибирование синтеза клеточной стенки

4. Нарушение функционирования цитоплазматической мембраны

5. Ингибирование синтеза капсулы

^ 7. В лейкоцитарной формуле взрослых людей нейтрофильные лейкоциты в норме составляют в процентах:

1. Повышает поверхностное натяжение жидкости в альвеолах

2. Повышает тонус бронхиальных мышц

3. Понижает поверхностное натяжение жидкости в альвеолах на вдохе

4. Увеличивает эластическую тягу легких

5. Способствует газообмену

^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ НА ТЕМУ: «ХРОНИЧЕСКАЯ ОБСТРУКТИВНАЯ БОЛЕЗНЬ ЛЕГКИХ » (ХОБЛ)

Другие публикации с нашего сайта:  Способы лечения уреаплазмоза

А) ХОБЛ — наиболее распространенное заболевание органов дыхания. Среди всех заболеваний бронхо-легочной системы ХОБЛ в 80% случаев выступает причиной смерти и в 50% — причиной инвалидности. Актуальна эта проблема и в связи с широким распространением табакокурения в России, профессиональными вредностями, экологической загряз­ненностью воздуха и поздней диагностикой болезни.

Б) Студент должен знать современные взгляды на этиологию и патогенез, клинико-лабораторно-инструментальные критерии ХОБЛ и принципы ее лечения.

^ СТУДЕНТ ИЗ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ КУРСОВ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Строение воздухоносных путей.
  2. Физиологию дыхания,
  3. Особенности формирования хронического инфекционного воспаления, значение перекисного окисления липидов в повреждении клетки.
  4. Мукоцилиарный клиренс и его роль в развитии хронических заболеваний органов дыхания.
  5. Строение мерцательного эпителия бронхов.
  6. Роль различных инфекционных агентов участвующих в развитии воспалительного процесса.
  7. Понятие одышки, ее виды и механизмы.
  8. Понятие о дыхательной недостаточности. Обструктивный и рестриктивный типы нарушения вентиляции
  9. Патоморфологические изменения при ХОБЛ.
  10. Методику обследования больных с синдромом бронхиальной обструкции. Уметь собрать анамнез, провести внешний осмотр, дыхательные пробы, топографическую и сравнительную перкуссию легких, определить подвижность нижнего легочного края, провести аускультацию легких.
  11. Лабораторные и инструментальные методы исследования при ХОБЛ с их интерпретацией: общий анализ крови, общий анализ мокроты, анализ мокроты по Грамму, анализ мокроты на бак. посев и чувствительность к антибиотикам, спирография, проба с бронхолитиками, суточная вариабельность ОФВ1, ЭКГ, рентгенография грудной клетки, ЭХОКС.
  12. Механизм действия основных групп препаратов: М-холинолитики, В2-агонисты короткого действия и пролонгированные, метилксантины, глюкокортикоиды, муколитические средства, антибактериальные препараты.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ «ХОБЛ» (НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

  1. Определение ХОБЛ.
  2. Этиология ХОБЛ.
  3. Патогенез ХОБЛ.
  4. Классификация ХОБЛ.
  5. Основные клинико-лабораторно- инструментальные диагностические критерии ХОБЛ.
  6. Дифференциальный диагноз.
  7. Лечение ХОБЛ.
  8. Осложнения ХОБЛ.
  9. Диспансеризация.

Перечень учебных элементов к графологической структуре нозологического построения темы:

«Хроническая обструктивная болезнь легких» (ХОБЛ)

ХОБЛ – хроническое экологически опосредованное воспалительное заболевание респираторной системы с преимущественным поражением дистальных отделов дыхательных путей и легочной паренхимы с развитием эмфиземы, проявляющееся частично обратимой бронхиальной обструкцией, характеризующееся прогрессированием и нарастающими явлениями хронической дыхательной недостаточности.

-загрязнения атмосферного воздуха

-профессиональные вредности (пыль, пары)

-врожденная недостаточность а1-антитрипсина

Воздействие экзогенных факторов

Повреждение защитных сил органов дыхания

Хронический воспалительный персистируюший процесс с участием нейтрофилов с повышенной активностью миелопероксидазы и нейтрофильной эластазы

Дисбаланс в системе протеиназы – ингибиторы протеиназ

истощение антипротеиназного потенциала

разрушение структурных элементов альвеол

формирование центроацинарной эмфиземы

Дисбаланс в системе оксиданты — антиоксиданты

Уменьшение числа реснитчатых клеток

Гиперплазия слизистых желез

Изменение состава слизи

Обратимые компоненты обструкции

отек слизистой оболочки бронхов

гиперсекреция и дискрения мокроты

Необратимые компоненты обструкции

респираторный коллапс бронхов

Классификация (см. приложение)

Приступы экспираторного удушья

Сухие свистящие хрипы

Ограничение экскурсии грудной клетки

Усиление и деформация бронха, сосудистого рисунка

Повышенная прозрачность легочных полей

Снижение ОФВ1 менее 80% от должных величин

Снижение индекса Тиффно менее 70% от должного

Обратимость ОФВ1 в пробе с бронхолитиками менее 10%

Отказ от курения

Исключение профессиональных вредностей

Массаж грудной клетки

Бронхолитики (холинолитики короткого действия – ипратропиум бромид, длительного действия – тиотропиум бромид; в2-симпатомиметики короткого действия – фенотерол, длительного действия – сальфетерол, форметерол; метилксантины короткого действия – эуфиллин, продленного действия – теопек, теотард, теодур)

— ингаляционные – беклометазонадипропионат, будесонид, флутиказон

— системные (при тяжелом течении) — преднизолон, полькортолон, дексаметазон

Отхаркивающие (амброксол, бронхолитин, ацетилцистеин)

Антибактериальные препараты при гнойной мокроте (с учетом чувствительности микрофлоры к антибиотикам)

Симптоматическое (дезинтоксикация, антипиретики)

Хроническая дыхательная недостаточность

Хроническое легочное сердце с развитием хронической сердечной недостаточности

Вторичная – профилактика обострений: поливалентные вакцины (рибомунил, ИРС-19)

^ ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. Общий анализ крови.
  2. Общий анализ мочи.
  3. Общий анализ мокроты.
  4. Посев мокроты на флору и чувствительность к антибиотикам.
  5. Посев мокроты на ВК.
  6. Биохимия крови: глюкоза крови, электролиты.
  7. Газовый состав крови — рО2,рCO2 (по показаниям)
  8. Определение альфа1-антиртипсина (по показаниям).
  9. ФВД ( пробы с бронхолитиками).
  10. Рентгенография грудной клетки.
  11. КТ органов грудной клетки (по показаниям).
  12. ЭКГ.
  13. Эхокардиоскопия.
  14. Бронхоскопия (с биопсией) и исследование бронхиального секрета (по показаниям).
  15. Консультация пульмонолога, фтизиатра.

^ НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Научиться, учитывая клинические, лабораторные, инструментальные данные, диагностировать ХОБЛ.
  2. Научиться выявлять и устранять основные этиологические причины ХОБЛ.
  3. Научиться отличать ХОБЛ от необструктивного функционально нестабильного бронхита.
  4. Научиться определять степень тяжести ХОБЛ.
  5. Научиться проводить дифференциальный диагноз ХОБЛ с раком легкого, бронхиальной астмой, бронхоэктатической болезнью.
  6. Научиться составлять план обследования и лечения больных с ХОБЛ.

К концу занятия студент должен уметь:

  1. Выявить у пациента клинические проявления ХОБЛ.
  2. Выявить у пациента факторы риска ХОБЛ.
  3. Методически правильно провести обследование больного с ХОБЛ.

4. Составить план обследования для пациента с ХОБЛ.

5. Дать оценку лабораторным исследованиям, показателям спирографии, пикфлоуметрии, рентгенографии легких, делать заключение по данным ЭКГ.

6. Провести дифференциальную диагностику ХОБЛ с бронхиальной астмой, раком легкого, бронхоэктатической болезнью.

7. Сформулировать диагноз, используя современную классификацию ХОБЛ.

8. Сформулировать основные принципы и составить план лечения больного с ХОБЛ с учетом степени тяжести болезни, стадии обострения или ремиссии, наличие осложнений.

9. Оценить эффективность антибактериальной терапии, определить длительность антибактериальной терапии (при необходимости).

10. Выявить у пациента осложнения ХОБЛ.

1.Внутренние болезни. В 2т.: учеб. для вузов; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. М.: ГЭОТАР – Медиа Т.2: прил. на компакт-диске. — 2009.

2.Внутренние болезни. В 2т.: учеб. для вузов с компакт-диском; под ред. Н.А. Мухина, В.С. Моисеева, А.И. Мартынова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР – Медиа.- 2008.

3. Лекции по внутренним болезням для студентов IV курса.

1. Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону / Под ред. Э. Фаучи, Ю. Браунвальда, К. Иссельбахера и др. В 7 томах. Пер. с англ. – М.: Практика – Мак-Гроу-Хилл, 2005. – С. 1753-1764.

2. Клинические рекомендации. Хроническая обструктивная болезнь легких / Под ред. А.Г. Чучалина. – М.: Атмосфера, 2003. – 168 с.

3. Комар С.И. Скрининговые методы функционального исследования легких: современные подходы к построению диагностического заключения.Челябинск, 2002. — 48 с.

4. Пульмонология. Клинические рекомендации / Под ред. А.Г. Чучалина.. М.: Гэотар-Медиа, 2005. – С. 171-222.

5. Чучалин А.Г. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. для практикующих врачей / А.Г. Чучалин, С.Н. Авдеев, В.В. Архипов и др. М.: Литтерра, 2004. – С. 397-422.

Тесты для проверки базисных знаний

^ 1. Бифуркация трахеи находится на уровне:

  1. На уровне 3-го грудного позвонка
  2. На уровне 4-го грудного позвонка
  3. На уровне верхнего края 5-го грудного позвонка
  4. На уровне верхнего края 6-го грудного позвонка
  5. На уровне нижнего края 6-го грудного позвонка

^ 2. Морфофункциональные особенности нейтрофилов:

  1. Ядро имеет бобовидную форму
  2. Составляют 20 – 35% от всех лейкоцитов
  3. Содержат специфическую зернистость
  4. Слабо развит лизосомальный аппарат
  5. Ответственны за гуморальный иммунитет

^ 3. При спокойном выдохе давление в плевральной полости становится:

  1. Выше атмосферного давления на 3 – 6 мм рт ст
  2. Равно атмосферному давлению
  3. Ниже атмосферного давления на 3 – 6 мм рт ст
  4. Выше атмосферного давления на 9 – 12 мм рт ст
  5. Ниже атмосферного давления на 9 – 12 мм рт ст

^ 4. С помощью спирометрии можно измерить:

  1. ЖЕЛ
  2. Дыхательный объем
  3. Остаточный объем
  4. Минутный объем дыхания
  5. Форсированную ЖЕЛ

^ 5. Минутный объем дыхания составляет:

6. Размеры грудной клетки увеличиваются на вдохе из-за того, что:

  1. Расслабляются экспираторные мышцы
  2. Сокращаются экспираторные мышцы
  3. Расслабляются инспираторные мышцы
  4. Сокращаются инспираторные мышцы
  5. Воздух заходит в легкие

^ 7. Скорость диффузии газов в легких обратно пропорциональна:

  1. Толщине легочной мембраны
  2. Градиенту парциального давления газов в альвеолярном воздухе и крови
  3. Площади поверхности для газообмена
  4. Интенсивности легочного кровотока
  5. Количеству вентилируемых альвеол

^ 8. Наиболее характерными клетками при гнойном воспалении являются:

  1. Плазматические
  2. Тучные
  3. Лимфоциты
  4. Полинуклеарные лейкоциты
  5. Эритроциты

^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ НА ТЕМУ: «БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА» (БА)

А) БА — заболевание, при котором развивается бронхиальная обструкция. Несвоевременная диагностика дебюта бронхиальной астмы и бронхиальной астмы легкой степени приводит к развитию тяжелой осложненной БА с малой эффективностью применяемых лечебных мероприятий.

Другие публикации с нашего сайта:  Симптомы заболевания малярией

Б) Должен знать современные взгляды на этиологию и патогенез, клинико-лабораторно-инструментальные критерии БА и принципы ее лечения.

^ СТУДЕНТ ИЗ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ КУРСОВ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

  1. Анатомию трахеобронхиального дерева.
  2. Механику дыхания, обмен газов в легких.
  3. Особенности формирования хронического иммунного воспаления. Реакции гиперчувствительности и их роль в развитии бронхиальной астмыю.
  4. Патофизиологию бронхоспазма..Вентиляционно-перфузионные нарушения. Мукоцилиарный клиренс и его роль в формировании хронических заболеваний органов дыханияю
  5. Понятие о дыхательной недостаточности. Обструктивный и рестриктивный типы нарушения вентиляции.
  6. Механизмы бронхообструкции при бронхиальной астме.
  7. Методику обследования больных с бронхообструктивным синдромом. Уметь собрать анамнез, провести внешний осмотр, дыхательные пробы, топографическая и сравнительная перкуссия легких, подвижность нижнего легочного края, аускультация легких.
  8. Лабораторные и инструментальные методы исследования при бронхиальной астме с их интерпретацией: обший анализ крови, общий анализ мокроты, иммунограмма, спирография, проба с бронхолитиками, суточная вариабельность ОФВ1, рентгенография грудной клетки.
  9. Механизм действия основных групп препаратов: мембраностабилизаторы, антилейкотриеновые препараты, В2-агонисты короткого действия и пролонгированные, М-холинолитики, метилксантины, глюкокортикоиды, муколитические средства.
  10. Оценку состояния верхних дыхательных путей.
  11. Инфекционные и неинфекционные аллергены. Роль различных микробных агентов в развитии бронхиальной астмы.
  12. Методы диагностики аллергии заболеваний. Специфическая иммунотерапия.

13. Патоморфологические изменения при бронхиальной астме.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ «БРОНХИАЛЬНАЯ АТМА» (НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ)

1. Определение БА.

5. Клинико-патогенетические варианты БА.

6. Степени тяжести БА.

7. Основные клинико-лабораторно- инструментальные диагностические критерии БА.

Пневмония. Руководство Текст

Список сокращений

БАЛ – бронхоальвеолярный лаваж

БДУ – без дополнительного уточнения

ВАП – вентилятор-ассоциированная пневмония

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека

ГП – госпитальная пневмония

ДВС – диссеминированное внутрисосудистое свертывание

ДМВ – дециметровые волны

ЗЩБ – «защищенная» щеточная биопсия

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ИТШ – инфекционно-токсический шок

КГОБ – кишечные грамотрицательные бактерии

КОС – кислотно-основное состояние

КТ – компьютерная томография

МКБ – Международная классификация болезней

ОДН – острая дыхательная недостаточность

ОИТ – отделение интенсивной терапии

ОРВИ – острая респираторно-вирусная инфекция

ОРЗ – острое респираторное заболевание

РаС02 – парциальное давление углекислого газа в периферической крови

Ра02 – парциальное давление кислорода в периферической крови

PEP – положительное давление на выдохе

РДСВ – респираторный дистресс-синдром взрослых

РИГА – реакция непрямой агглютинации

РСК – реакция связывания комплемента

РЭЭТ – радиационная эквивалентно-эффективная температура

СВЧ – сверхвысокочастотная терапия

СМВ – сантиметровые волны

СРБ – С-реактивный белок

ТЭЛА – тромбоэмболии ветвей легочной артерии

УВЧ – ультравысокочастотная терапия

ФВД – функция внешнего дыхания

ХНЗЛ – хронические неспецифические заболевания легких

ХОБЛ – хроническая обструктивная болезнь легких

ЭЭТ – эквивалентно-эффективная температура

Проблема пневмонии является весьма актуальной и состоит из целого ряда эпидемиологических, клинических, фармакологических и, наконец, социальных аспектов. Парадокс пневмонии состоит в том, что, с одной стороны, достигнуты впечатляющие результаты в понимании патогенеза инфекционного процесса, повышении эффективности химиотерапии, а, с другой стороны, происходит увеличение числа больных с тяжелым течением болезни и возрастает смертность [Чучалин А.Г., 1995].

Наличие данной проблемы общепризнанно, и исследования в этом направлении активно ведутся практически во всех странах мира. Так, в США внебольничной пневмонией ежегодно болеют 4 млн взрослых, каждый третий из которых нуждается в госпитализации, и это составляет около 1 % от всех врачебных визитов, а общая стоимость лечения больных пневмонией доходит до 1 млрд долларов в год, из них, примерно 10 %, это затраты на антибиотикотерапию [Gilbert W. N. et al., 1994].

В России пневмонией ежегодно заболевает более 2 млн человек [Чучалин А. Г., 1995].

Распространенность пневмоний в нашей стране составляет 3.86 на 1000. Наиболее часто болеют лица моложе 5 лет и старше 75 лет. Смертность от внебольничных пневмоний составляет 5 %, но среди пациентов, требующих госпитализации, доходит до 21.9 %, от нозокомиальных пневмоний – 20 %, среди пожилых – 46 % [Новиков Ю. К., 1999].

Диагностика пневмоний относится к числу наиболее актуальных вопросов российского здравоохранения. С этим заболеванием сталкиваются врачи большинства врачебных специальностей: пульмонологи и фтизиатры, педиатры и терапевты, кардиологи и невропатологи, гематологи и инфекционисты, хирурги и реаниматологи. Пневмония может явиться серьезным осложнением многих заболеваний, травм и оперативных вмешательств.

Необходимо жестко придерживаться концепции о том, что пневмония является серьезным и тяжелым заболеванием, а под маской пневмоний часто скрываются туберкулез или рак легких. Больше всего ошибок происходит в дифференциальной диагностике пневмонии и острого вирусного респираторного заболевания. Общество пульмонологов России провело исследование в Москве и Санкт-Петербурге по расхождению клинических и патологоанатомических диагнозов у пациентов, умерших от пневмонии: число врачебных ошибок превысило 30 % [Чучалин А. Г., 2000].

Помимо высоких показателей заболеваемости и смертности другим серьезным эпидемиологическим аспектом проблемы пневмоний является ее взаимосвязь с ростом числа больных с хронической патологией органов дыхания. Обобщая результаты многочисленных исследований по этому вопросу, можно констатировать, что примерно в 25 % случаев пневмония может провоцировать развитие хронических неспецифических заболеваний легких [Воробьев J1. П., Бусарова Г. А., 1997]. По данным американских авторов, у 47 % пациентов с хламидийными пневмониями во время острого периода заболевания отмечается бронхоспазм, а у 20 % из переболевших впоследствии развивается бронхиальная астма [Hann D. L. et al., 1991; Bone R. С., 1991].

Серьезнейшей проблемой является неуклонно возрастающая резистентность патогенных микроорганизмов к антибактериальным препаратам. Этому во многом способствуют необоснованный выбор антибиотиков и неправильное назначение доз и сроков лечения, что в значительной мере обусловлено недостаточной информированностью практических врачей о современных стандартах антимикробной химиотерапии. Вторым по важности аспектом лечения больных пневмониями являются патогенетическая терапия и многоэтапная медицинская реабилитация переболевших. Эта проблема недостаточно отражена в современной медицинской литературе.

Авторы надеются, что данная книга поможет лучше ознакомить широкую медицинскую аудиторию (терапевты, пульмонологи, инфекционисты и врачи других специальностей) с самыми современными представлениями об этиологии и патогенезе, отечественными и зарубежными стандартами по диагностике и лечению пневмонии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воробьев Л. П., Бусарова Г. А. Факторы, влияющие на исходы острой пневмонии// Пульмонология. – 1997. – № 1. – С. 18 – 24.

Новиков Ю. К. Внебольничные пневмонии// Русский мед. журн. – 1999. – т. 7. – № 17, – С. 825 – 829.

Чучалин А. Г. Пневмония: актуальная проблема современной медицины// Materia Medica. – 1995. – № 4, – С. 5 – 10.

Чучалин А. Г. Пневмония – актуальная проблема медицины// Тер. арх. – 1995, – № 3, – С. 3 – 7.

Чучалин А. Г. Актуальные вопросы пульмонологии// Русский мед. журн, – Т. 8. – № 17, – 2000, – С. 727.

Bone R. С. Chlamydial pneumonia and asthma: a potential relationship// JAMA. – 1991, – Vol.26. – N 2, – P.265.

Gilbert К., Kapoor IV. N.. Marrie T. J. et al. Variation in antibiotic use and costs in patiets with community-acquired pneumonia// J. Gen. Intern. Med. – 1994, – Vol.9. – P. 53.

Hann D. L., Dodge R. IV., Golubjatnikov R. Association of Chlamydia pneumoniae (Strain TWAR) infection with wheezing, astmatic bronchitis, and adult-onset asthma// JAMA. – 1991, – Vol. 26. – N 2, – P. 225 – 230.

Глава 1
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПНЕВМОНИЙ

В настоящее время возникло общее взаимопонимание относительно того, что следует понимать под термином «пневмония». Окончательно ушло в прошлое разделение пневмонии на острую и хроническую. Те заболевания, которые в нашей стране раньше называли «хронической пневмонией», получили новое обобщающее название «хронические неспецифические заболевания легких» (XH3Л). Перечень болезней, входящих в это понятие периодически меняется, однако ни в каком контексте «пневмония» в XH3Л не входит и рассматривается ныне исключительно как острое заболевание нижних дыхательных путей.

Вторым важным обстоятельством представляется то, что пневмонии стали рассматриваться исключительно как острые инфекционные заболевания, что исключило, имевшее место ранее, причисление к пневмониям заболеваний легких, вызванных физическими (например, лучевой пневмонит), химическими (аспирация агрессивных жидкостей, «бензиновая пневмония» и т.д.) факторами, а также имеющие аллергический (синдром Леффлера, эозинофильная пневмония) или сосудистый генез (инфаркт-пневмония).

Другие публикации с нашего сайта:  Противогрибковые препараты в таблетках при кандидозе

И наконец, согласно Международной классификации болезней (МКБ) девятого и десятого пересмотра, пневмонии, вызываемые высококонтагиозными инфекционными агентами (чума, туляремия, брюшной тиф и др.), рассматриваются в рамках соответствующего инфекционного заболевания и исключены из рубрики собственно пневмоний как нозологической формы.

В действующих ныне Стандартах РФ пневмония определяется как инфекционное поражение альвеол, сопровождающееся инфильтрацией клетками воспаления и экссудацией паренхимы.

В литературе встречается аналогичный вариант, но с уточнением патогенетического механизма: инфекционное поражение альвеол, сопровождающееся инфильтрацией паренхимы воспалительными клетками и экссудацией в ответ на внедрение микроорганизмов в стерильные (в норме) отделы респираторного тракта [Новиков Ю. К., 1999].

Есть и определение, отражающее основные клинические признаки пневмонии, – это острое инфекционное заболевание, характеризующееся очаговым поражением респираторных отделов легких с внутриальвеолярной экссудацией, выявляемым при объективном и рентгенологическом обследовании, выраженным в различной степени лихорадочной реакцией и интоксикацией [Синопальников А. И., Страчунский Л. С., 2000].

Авторами специально приводится несколько современных определений пневмонии, чтобы показать сложность и многосторонность данной проблемы.

Нам же наиболее приемлемой представляется следующая трактовка: пневмонии – это группа различных по этиологии, патогенезу и морфологической характеристике острых очаговых инфекционных заболеваний легких с преимущественным поражением респираторных отделов и наличием внутриальвеолярной экссудации.

Классификация. Полиэтиологичность пневмоний создает определенные трудности для создания многофакторной классификации заболевания. Скорее всего ни одна из предлагаемых ныне классификаций не отвечает в полной мере современным требованиям, касающимся диагностики и лечения пневмоний.

Длительное время клиницисты использовали классификацию, предложенную Н. С. Молчановым и утвержденную в 1962 г. на XV Всесоюзном съезде терапевтов. Деление пневмоний по этиологическому признаку (бактериальные, вирусные, обусловленные химическими и физическими факторами), по клинико-морфологическому признаку (крупозная, очаговая, интерстициальная) и по характеру течения (остротекущая, затяжная) – соответствовало взглядам того времени о нозологической форме и вполне удовлетворяло практических врачей. Уточнение и дополнение этой классификации было сделано в 1978 г. О. В. Коровиной, которая предложила расширить представления об этиологии, а также учитывать первичность и вторичность возникновения заболевания. Эта классификация оказалась настолько удачной, что, претерпев незначительные модификации, не потеряла актуальности и по сей день [Коровина О. В., 1998]. Она широко используется практическими врачами, так как позволяет наиболее полно сформулировать диагноз. Авторы также считают крайне целесообразным сохранить эту классификацию в повседневной врачебной практике. Приводимая ниже классификация содержит некоторые, на наш взгляд, необходимые редакционные изменения.

Классификация пневмоний

I. По этиологии: бактериальные; вирусные; микоплазменные; хламидийные; риккетсиозные; грибковые; паразитарные; смешанные.

II. По клинико-морфологическим признакам:

III. По патогенезу:

IV. По локализации:

• правое или левое легкое;

V. По наличию функциональных нарушений внешнего дыхания и кровообращения, определяющих степень тяжести:

• без функциональных нарушений (легкое течение);

• с функциональными нарушениями (средней тяжести, тяжелое течение).

VI. По наличию осложнений:

• легочные (отек легкого, плеврит, деструкция);

• нелегочные (инфекционно-токсический шок, ДВС-синдром и др.).

Вместе с тем в нашей стране, как и во всем мире, в настоящее время используется рубрификация пневмоний с учетом этиологии и патогенеза заболевания. В основе ее лежит принцип разделения пневмоний в зависимости от условий, в которых развилось заболевание (внебольничные и госпитальные), механизма попадания в дыхательные пути инфекционного агента (аспирационные) и состояния организма (пневмонии при тяжелых нарушениях иммунитета). Каждый из этих вариантов имеет характерную, свойственную в большей степени одному из них, группу возбудителей. Практическая ценность данной рубрификации состоит в том, что при используемом ныне эмпирическом подходе к антибактериальной терапии инициальное лечение антибиотиками можно начинать, опираясь на анамнестические сведения в зависимости от чувствительности микробов каждой из четырех групп. Постепенно эта классификация стала меняться. Так, например, все реже упоминается группа аспирационных пневмоний, вызываемых неклостридиальными облигатными анаэробами (Bacteroides fragilis, Fusobacterium nucleatum и др.). Это связано, во-первых, с относительной редкостью выделения этих возбудителей, а во-вторых, с тем фактом, что практически любая аспирационная пневмония обязательно связана с анаэробной и грамотрицательной микрофлорой. Далее, многие считают необходимым выделить из группы внебольничых пневмоний, которая является самой значимой (80 – 90 %), группу атипичных воспалений легких (микоплазма, хламидии и легионелла), объединяемых сходными эпидемиологическими характеристиками и общими подходами к антибиотикотерапии.

Таким образом, действующий в России Стандарт предписывает различать внебольничные, госпитальные и пневмонии у лиц с иммунодефицитами. Однако, по всей видимости, в ближайшее время предстоит внедрение международных рекомендаций по классификации пневмоний.

Согласно консенсусу между Европейским респираторным обществом и Американским торакальным обществом, предлагается более прагматичная классификация [Чучалин А. Г., 2000]:

1. Внебольничные (распространенные, бытовые) пневмонии.

2. Госпитальные (внутрибольничные, нозокомиальные) пневмонии.

3. Атипичные пневмонии.

4. Пневмонии у лиц с тяжелыми дефектами иммунитета.

Действующая ныне Международная классификация болезней (МКБ) десятого пересмотра (1992) предусматривает регламентацию состояний, относящихся к пневмонии, как нозологической форме. Данный документ необходим при составлении статистических отчетов (см. Приложение 1).

В заключение можно привести несколько примеров формулировки диагноза:

• Внебольничная очаговая пневмония в нижней доле справа (VI сегмент), легкое течение.

• Внебольничная (пневмококковая) пневмония нижней доли слева, тяжелое течение. Правосторонний экссудативный плеврит. Инфекционно-токсический шок. Острая дыхательная недостаточность II ст.

• Нозокомиальная (стафилококковая) пневмония в верхней доле справа и в нижней доле слева с множественными очагами деструкции, тяжелое течение. Инфекционно-токсическая почка. Острая дыхательная недостаточность III ст.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Коровина О. В. Пневмония/ В кн.: Заболевания органов дыхания// Библиотека врача общей практики. Т. 2. Под общ. ред. Г. Б. Федосеева/ Под ред. М. М. Ильковича, – СПб.: Нордмед-Издат, 1998. – С. 349 – 383.

Новиков Ю. К. Внебольничные пневмонии// Русский мед. журн. – Т. 7 – № 17. – 1999. – С. 825.

Синопальников А. И., Страчуиский Л. С. Пневмония/ В кн.: Антибактериальная терапия. Практическое руководство. Под ред. Л. С. Страчунского, Ю. Б.Белоусова, С. Н.Козлова. – М., 2000, – 190 с.

Стандарты (протоколы) диагностики и лечения больных с Неспецифическими заболеваниями легких/ Приказ МЗ РФ от 09.10.1998. № 300/ (Библиотека журнала «Качество медицинской помощи» № 1/99 г.). – М.: ГРАНТЪ, 1999, – 40 с.

Чучалин А. Г. Актуальные вопросы пульмонологии// Русский мед. журн. – Т. 8, – № 17. – 2000. – С. 727 – 730.

Глава 2
ЭТИОЛОГИЯ

По официальным данным МЗ РФ [Стандарты диагностики и лечения больных с H3J1, 1999], спектр возбудителей пневмонии в нашей стране представлен следующим образом.

1. Внебольничные пневмонии:

– Chlamydia (Chlamydophila) pneumoniae’ ;

– Staphylococcus aureus – редко;

– грамотрицательная флора – редко;

– в 20 – 30 % этиология пневмоний не устанавливается.

Похожие статьи:

  • Презентация пневмония у пожилых Презентация к уроку на тему: Пневмония Презентация для преподавателей и студентов медицинского колледжа Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: СТРОЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ПНЕВМОНИЯ – это острое инфекционное заболевание, при котором происходит […]
  • Стокгольмский синдром бытовой Что такое стокгольмский синдром Содержание статьи: Понятие и причины Проявления Разновидности Бытовой Корпоративный Синдром покупателя Особенности лечения Стокгольмский синдром (он же синдром заложника) — это линия поведения, которая иногда […]
  • Причины возникновения пневмонии Виды пневмонии, классификация, диагностика и причины возникновения В данной статье будет представлена классификация пневмоний. Данная болезнь является патологическим состоянием, которое характеризуется острым воспалительным процессом в легких, главным […]
  • Синдром восьмиклассника википедия Синдром восьмиклассника Информация Биография: Берегите себя и своих близких. Мы не пропагандируем насилие, суицид, экстремизм, издевательства, наркотики или алкоголь и курение. Группа существует только ради единой цели - поугарать с мемов, поглазеть на […]
  • Центр спида в оренбурге адреса Центр спида в оренбурге адреса 11.12.2012 | Подробнее. ГБУЗ «Оренбургский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями» изменил режим своей работы! 03.11.2012 | Подробнее. 1 декабря - Всемирный день борьбы со […]
  • Сибирская язва ситуационные задачи с ответами Тесты для программированного контроля знаний студентов по инфекционным болезням Тема 2.27. Сибирская язва Задание 1. Последовательность развития клинических проявлений при кожной форме сибирской язвы везикула с геморрагическим содержимым Задание 2. […]