Рецепт патины

Рубрики Рецепты

Всем привет ! В сегодняшней статье речь пойдёт о патине, о том что это такое, где применяется, как наносить и чем стирать .

Вообще – это своего рода цветной оксид, который образуется на медных сплавах и поверхностях под воздействием атмосферных факторов.

Но наша задача разобраться с патиной, которая предназначена для работы в мебельном производстве.

В покраске мебели сегодня она занимает отдельное место, при помощи патины, можно выделить поры, придать состаренный античный вид изделию, подчеркнуть контуры . и т.д.

Патина по сути своей та же морилка (нынче цветовая гамма очень разнообразна), но только морилка предназначена для придания цвета изделию, а патина для … ну я уже выше перечислил

На мой взгляд ничего мудрёного в патине нет, есть только ряд действий которые нужно выполнять для работы с ней…

Выделение пор

Поры можно выделить морилкой, в натир, либо работая на низком давлении.

Выделение патиной:

Как то нужно было сделать белёный дуб (белёный дуб понятие растяжимое, делать можно разными способами)

Задумка была такая :

  • На не загрунтованную поверхность наносится патина
  • вытирается (белая патина остается в порах)
  • грунтуется прозрачным полиуретановым грунтом
  • сушится
  • шлифуется
  • допыляется по грунту не много белой морилкой
  • финишный слой лака

Я сразу пожалел, нанеся белую патину на “живое дерево” не потому что тяжело вытирать, с этим стиснув зубы можно справиться, а потому что встретил проблемы , которые повлияли на вид изделия.

В чём собственно дело ?

Поверхность должна быть тщательно отшлифована столяром, ровная без вмятин !

В противном случае Маляру придётся тяжело при вытирании патины, с незагрунтованной поверхности стирается ОЧЕНЬ сложно.

Несколько не больших деталей можно сделать красиво, чисто, но когда это корпус шкафа шириной 1 метр и высотой 2,5 метра, очень тяжело сделать качественное равномерное (цвет) покрытие .

Более приемлемый вариант нанесения, на мой взгляд, когда она наносится по отшлифованному грунту.

Например на этом изделии :

  • Цвет венге по живому дереву
  • Полиуретановый грунт тонкий слой, не заливая поры
  • Сушка
  • Шлифовка
  • Нанесение белой патины на спиртовой основе
  • Вытирание
  • Лак

На фото патина белая, Вы сами понимаете, что цвет может быть любой

Состаренный античный вид

Формула отделки на буковой поверхности:

  • Изолятор
  • Пигментный полиуретановый грунт 2 слоя
  • Сушка
  • Шлифовка
  • Эмаль
  • Сушка

Вот тут можно пойти двумя путями :

  • Нанести патину
  • Вытереть
  • Финишировать лаком
  • Нанести тонкий слой лака, в том случае если лак акриловый-он не даст желтизны как полиуретановый !
  • Сушка
  • Нанести патину
  • Стереть
  • Финишировать лаком

Зачем нужен второй вариант ?

После нанесения на эмаль, патина въедается в эту самую эмаль, плохо вытирается и оставляет свой оттенок, то есть изменяет тон эмали.

При нанесении по лаку, легко стирается не нарушая тон эмали.

Важно при вытирании всегда предельно внимательно смотреть за своими руками и за пылью от шлифования, после финиширования лаком, оставленный отпечаток пальца (а оставить его легко) не убрать. не переделав определённый процесс старайтесь работать в перчатках

Чем вытирать патину ?

Я всегда вытираю двумя «инструментами»

«Скотч-брайт эластичный шлифовальный войлок для ручной шлифовки. Используется для матирования поверхностей, перед нанесением последующих слоёв покрытия. Благодаря объёмной структуре, эффективен для применения на криволинейных поверхностях и при шлифовке труднодоступных мест.»

Небольшая «фишка» — может кому пригодится

На фасаде требуется нанести и стереть патину оставив в углах филёнки :

Беру шлифовальную губку, режу как показано на картинке

Значительно облегчает, по крайней мере мне, шлифовку . я убираю основную массу на плоскости, а затем скотч-брайтом подчищаю как мне нужно в углах .

Второй инструмент это металлическая вата

Ну вата она и в Африке вата, только Африканская. Смысл тот же что и скотч-брайт.

Вообще по поводу патины у меня сложилось четкое мнение . Приходя в ту или иную фирму, если не прислушиваются к опыту Маляра, то навязывают своё мнение. «Вася нужно стирать только так . или вот так. » Моё мнение её нужно вытирать красиво! и так что бы нравилось заказчику

На этом про этот чудо материал писать заканчиваю, наверное что то упустил, но значит будет тема для другого поста.

По традиции что бы не пропускать свежие статьи, постараюсь писать чаще :), рекомендую подписаться на новости моего блога

198 комментария:

Отличная статья, спасибо большое! Узнал наконец-то точно, что это за патина, как ее наносят, а ваши формулы — это вообще уникальный опыт!

Единственное, в обычных розничных магазинах этой патиной даже и не пахнет, я так понимаю, есть только для производства, и, соответственно, в больших тарах?

Спасибо Антон за коммент. в магазинах патину я тоже что то не встречал, а в компаниях где лкм предлогают для производств, можно купить и 100 грамм. Саерлак, Милези, Иксам, Ренер

Здорово Вася! Сколько стоит покраска 1квм пвхкаре

«Моё мнение её нужно вытирать красиво!» Согласен на сто процентов.

Статья очень полезная, а главное ёмкая! Знаю десяток способов нанесения патины, но мой совет — пробуйте сами! От руки маляра зависит останется ли заказчик довольным или нет. Пока я учился делать эффект патины — пришла в голову идея задавать цвет и фактуру изделия не материалом, на который наносится ЛКМ, а морилками и эмалями. Итог таков — вот уже 3 года моя маленькая фирма приносит мне достаточный доход!

А лидером по производству ЛКМ считаю Sayerlack. Сейчас у них появились новинки ЛКМ на водной основе, как ни странно и патина, и даже краколет. Мой совет — пробуйте, быть может сами придумаете свой собственный эффект!

Да, очень многое зависит от рук Маляра, без тренироввки и экспериментов не добиться понимания самой сути отделки, Вы правы Максим , и да . Саерлак это гуд

Всем привет! Я иногда патинирую слабо разведенной морилкой, особенно когда поры выделить надо, усилий по вытиранию прилагается на каплю больше , но результат хороший.

А что бы патина оставалась в углах филёнки, тоже режу губку на 3 части вдоль — 2 получаюся с абразивом, а одна нет. Получившийся листик с абразивом гну пополам и и получившимся валиком прохожу вдоль филенки. Итог — ровно снятая полоса патины одинаковая по всей длине. А оставшимся 3 листочком без абразива прожожу по плоскости. Это хорошо собирает пыль от патины, грязь. Под лаком практически чисто

Привет напиши номер тел , пообщаемся, я более 10 лет крашу мебель

Здравствуйте ! мы заказали двери с патиной на фабрике, но оттенок не совпадает с заявленным ( перепутали на фабрике). Можно ли его переделать — бронзу на золото ( эмаль слоновая кость) или нужно полностью переделывать заказ на фабрике?

Здравствуйте Наталия ! По верех лака впринципе можно нанести патину под золото, перекрыв тем самым старую. НО! нужно знать :

1. Каким лкм покрыты двери ? (что бы небыло сюрпризов с несовместимостью материалов)

2. Учесть как наложена и вытерта старая патина (нужно перекрыть новой старую)

3. При закреплении патины финишным слоем лака нужно учитывать не только совместимость лкм, но и то что еще один слой лака может вызвать изменение тона всего полотна двери, то есть полиуретан слегка желтит и на светлой эмали будет заметно различие, акрилом можно попробывать, но учитывайте совместимось (каки лаком покрыты Ваши двери ?)

Если что то упустил надеюсь уважаемые читатели блога «Записки Маляра» друзья, коллеги пожалуйста поправьте или дополните мои соображения

Вася много повторяется ,сейчас пу пастельные тона никто не покрывает кроме залипушников

Краски светл. не пигментируют зачем их чем то грунтовать . ика лаки отличные особенно система с с266 попробовал все что завозится в Украину 3Н люкс но дорого ика Монтана есть в Одессе но уже называется Ико не путайте с икро или че хуже с милеси хотя когда то на выставке мне сказали что это одно и тоже

Наталия пишите.Цвет патины. от лимонного до античного.Быстро-качественно-дорого.

можно исправить эмалью ВГТ (золото или жемчуг)что больше подойдет по цвету

Думаю что можно,если двери со сложными филенками придется попотеть

Я бы не стала запариваться,проблемно. Вы оплатили заказ ,о чём может идти речь?Возвращайте, требуйте компенсации или скидки за путанницу.

Или вы за свои деньги ещё и переделывать будете?

Конди!зачем рассуждать о чём то не отталкиваясь от реалий . А есть заказчик.Сроки.Проект ведёте Вы.Деньги получили Вы.Кто взял деньги тот и в ответе.А то что на какой то фабричке в какой то Италии накосячили его не интересует.Поэтому проще нанять реставратора который в краткий срок всё исправит.Менять. Италия весь брак сюда скидывает.Версия,о том что Раша делает им какие то немыслимые объёмы миф.Посему при просьбе поменять исправить часто посылают.Пишите по существу.

Конди права, пусть изготовитель разбирается со своей проблемой. Вам, Наталья, скажу очень трудно поменять эффект на готовом изделии. Самый простой и понятный вариант это содрать все и красить самим, только (поддержу Василия) надо обязательно знать на какой основе были ЛКМ, иначе можно просто испортить изделие.

Другие публикации с нашего сайта:  Как приготовить сельдерей стебли на пару

Максим это делается легко и радостно!А устранить конфликт материалов можно очень просто.В данный момент по паркетнику(какталитическая уретановая эмульсия) Саером НЦ колерованным аэрографом локально цвет наношу.

Вячеслав! Устранить и исправить можно всё!

Но для меня это в данном случае неприемлимо, либо прочитав пост выше внимательно, вы поймёте, что перепутали цвет производители. Почему я отдав деньги за брак, должна ещё что то исправлять?

Я не альтруист. Если мастера накосячили — пусть исправляют.

Другое дело когда напишет Василию чуть перепутавший что то мастер — тут радостно поможем советом.

Просто разруливание подобных проблем моя работа последнии 17 лет.А реалии таковы-что в 80%случаев европейские фабрички по претензии отфутболят.

Более того зачастую,перезаказанные предметы в 90% случаев имеют не тот оттенок тк покраска идёт от замеса к замесу.И бывали случаи когда например у Итальянцев двери -коробки-обналичка при конкретном цвете по RAL имели 3 оттенка.Можно попытаться пободаться и выставить претензию.Но будете посланы.Вы даже можете рассвирепев подать в суд арбитражный только вот пошлина 20 тысяч Евро.Ещё?Многие предметы выполенные на заказ зачастую невозможно ни перезаказать ни выполнить здесь.

Т.к.Рубашка была набрана из шпона нарезанного из одного ствола.И по сему не имеет повторов ни по цвету ни по рисунку.Можно с дверями и подождать 3-4 месяца. Это если Вы заказчик,а если это салон,студия или архитектурное бюро?Что им объяснять заказчику?

Согласен что даже в магазинах игрушек не охотно принимаю купленный товар у покупателя, а тем более двери. но ещё согласен и с Конди, что нужно отстаивать свои права потребителя (деньги не малые). тут палка о двух концах. не будешь открыто заявлять о нарушении прав потребителя — так и будут продолжать относиться, отфутболивая, а начнёшь говорить о претензиях начинается откровенная вражда, что тоже не особо приятно.

Но это жизнь что ж поделаешь, решение можно всегда найти .

Спасибо Ребята за идею создания новой темы для статьи думаю в будущем обязательно напишу.

И мы здесь простите не меряемся отростками, у кого длинней. Здесь советы, обсуждение, познавание нового. Поиски халтуры и потрясание крутизной, на других форумах.

Вася! Извини за второй пост.

Если бы ко мне на фирму обратились заказчики с итальянским «косячным» заказом — я бы просто счистила всё до основания и заново провела весь цикл покраски. Посчитала бы заказ по полной программе.Мне- доход и уважуха. А что достанется Наталье? Нервы и расходы.

Не будем спорить?

Пожелтели двери шпонированные, цвет выбеленный дуб. Доборы и наличники остались прежнего цвета. Что можно сделать. Видеть их не могу. Фабрика Дориано порте. Были красивого розоватого тона. Теперь кусками желтого. Можно ли их перекрасить в домашних условиях, хоть в темный лишь бы не пятнистый и желтый. Причем все теперь разные по тону.

Спасибо.

Света, привет! Дома перекрасить можно, но только какими жертвами что бы «содрать» старый лкм, можно использовать смывку и то, изрядно придётся попотеть, покрасить кистью. НО! всё это скажется на качестве отделки, соответственно на внешнем виде. Я полностью согласен с Конди, лучше отдать специалисту в покраску (обратиться в столярку)

Светлан! Желтеет чаще всего полиуретан.

Обычно патинированные светлые вещи покрывают акриловым лаком. Он не даёт пожелтения и даже золото под ним не «зеленеет » со временем.

Я даже не знаю, как вы их будете перекрашивать в домашних условиях.

И кажется мне, что доборы тоже пожелтеют, если под ПУРом, может чуть позже.

Напишите мне на мыло если вы из Москвы. [email protected]

Желтеет скорее всего полиуретановый лак. Специалисты обычно покрывают светлые вещи акрилом. Под ним цвет не меняется и даже золото не « зеленит» со временем.

А дома,, Я не знаю.

Проще заплатить и дать спецу образец. Счистят и сделают вам шикарную вещь.

Доборы скорее всего зажелтят тоже, мож чуть позже, если он под ПУРом тоже.

Спасибо, большое. Двери были на гарантии, я стала требовать от фабрики перекрасить двери, причем даже оплатить транспортную компанию. Они отказались, сославшись на сложность, предложили изготовить новые двери с большой скидкой, без гарантии, что они снова не пожелтеют. Я естественно отказалась. Меня уверяли, что у них самый лучший итальянский лак и почему это произошло они не знают. Потом сказали, что это норма и так всегда бывает с выбеленным дубом, это-же натуральный шпон. Первые две двери пожелтели через полгода, мне их поменяли. Остальные через 11 месяцев. 1/3 остались нормального цвета.

Может есть какой-нибудь специальный грунт, а поверх него более темную морилку, или эффект трещин, может под старину какими нибудь крапинками, мазками? Или на этом лаке ничего держатся не будет? И ли будет выглядеть неаккуратно? После всех боданий, продавец сообщила , что никогда нельзя покупать светлый шпон, темные двери всегда одного цвета. Хотя у меня мебель выбеленный дуб, выбеленный ясень, и сосна в детской тоже выбеленная( она правда из полностью молочной, стала равномерно кремово-розовой, но цвет очень даже).

Спасибо. Может еще какой-нибудь вариант возникнет, а то тяжело жить без дверей.

Перечитала, неправильно получилось.

1.Я хотела сама оплатить транспортную компанию.

2. По поводу лака думаю, что двери были из разных партий, с полиуретановым и акриловым лаком.

3. Доборы и наличники они покупают у другой компании и под их цвет красят свои двери.

4. Еще момент: некоторые пожелтели только сверху, а со стороны прилегания к коробу, можно увидеть их изначальный цвет.

5. Шпон очень тонкий, 1 мм наверно. Как с него лак можно счистить, ведь от него ничего не останется.

Спасибо еще раз.

в местах прилегания цвет остался такой же, потому что нет попадания солнечных лучей.

Компания производитель- не дураки как я погляжу , переделать новые решили.

Счистить эти двери и перекрасить заново — не проблема для мастера. НО! в домашних условиях- это попа полная: пыль от шлиф машинки.Ведь она должна стать идеально гладкой и чистой.

Потом запах от морили, грунта. Шлифовка грунта- опять пыль.Затем лак. Не забывайте про сушку, надо место под неё.

Лучше наймите специалиста, он по 2-3 двери будет снимать и перекрашивать в ваш цвет. Я бы ещё нанесла толику патины чуть кремового цвета, что вам так нравится. И всё под акрил.

Если договорится с мастером- то можно сделать очень быстро.

не обязательно что это полиуретан пожелтел. если двери покрыты шпоном, это может быть и потемнение клея под шпоном при неравномерном нанесении.

Добрый день!Прошу Вашей помощи, так как рыдаю два дня крокодильими слезами !Заказала кухню с патиной ,оказалось что патина выполнена ужасно , «под линеечку» ощущение,что серебрянкой печку бабушка покрывала. Кухня белая,материал МДФ,сверху пленка,а не ней патина серебряная!Сделала запрос на фабрику, чем патина покрывалась,и чем можно ее удалить!Жду ответа!? Может вы,Господа хорошие подскажите,как мне ситуацию выправить?Помогите мне пожалуйста. Мне переезжать на днях, а я без слез не могу смотреть на этот «шедевр»

Фото могу выслать,завтра сделаю качественные!

Юль! Давайте фото, посмотрим, что можно сделать.

У нас Василий- гуру пр спецэффектам. Будем ждать его советов!

Конди, привет! Совсем не гуру. я только учусь, . Согласен нужно фото глянуть . почешем затылок и что-нибудь придумаем. Вот только я не уверен, что можно поверх плёнки нормально покрасить .

Кстати, через час опубликую статью — продолжение прошлой «Шаблон для витража». только сейчас смог закончить . дни какие то сумасшедшие пошли ничего не успеваешь.

Спасибо, спасибо,спасибо завтра поеду на квартиру, и все отфотографирую, вечером выложу «шедевр»

Юлия, пока не за что

Добрый день,Господа Мастера-) попытаюсь опубликовать фотографии!

Это не патина,это серебрянка какая-то-))

Вчера дособирали кухню,и остались обрезки карниза, которые я попробовала счистить наждачной бумагой(грубой),и О ЧУДО. Она счищается. вера моя в вас еще больше усилилась!

Мелкой наждачной бумагой она она практически не бралась!

Я извиняюсь, но фото с чищеным кусочком нет,попробую сегодня сделать,другим фотоаппаратом!да, и я первый раз пишу на форуме, поэтому делайте скидку, на неумение правильно фото прикреплять!Но я быстро учусь-)

Ну,и общий вид кухни,на случай если это необходимо будет!У меня родилась мысль!Если кусочек счищается,может можно счистить патину, хотя бы частично, а потом используя краску, которую вы подскажите, и технику описанную Василием выше,можно будет нанести поверх счищенной патины? Вот только утром проснулась с мыслью с каким цветом можно сочетать эту серебрянку, или перекрыть ее? может надо использовать цвет «легкого какао»?

А так смотрится «патина», когда я попробовала удалить жесткой наждачкой ее

Юль, вы откуда? Если из Москвы — могу поделиться патиной. Как раз под ваше»лёгкое какао».

Конди, даже если бы я не была из Москвы, я бы нашла способ,как ее у вас забрать-))) Но, я из Москвы-)))

Очень рада, что Вы откликнулись,Конди! а то я жду,жду,жду. а вы все молчите, как-будто в отпуска разъехались, ну напишите мне хоть один вариант-), что мне с ней делать?Ну,пожалуйста. я в субботу переезжаю,но сердце разрывается на части. надо кухню спасать! Подскажите, что же мне делать с ней.

Другие публикации с нашего сайта:  Прованс блюдо

Юль, тут засада вот в чём. Патину надо в любом случае закреплять, т е наносить лак.Иначе она будет просто стираться пальцами или влажной тряпкой.

Аккуратно счистить старую- верю у вас получится. Даже нанести или просто перекрыть новой — верю тоже получится.

Но как ляжет лак?

Сбросьте мне тел на мыло, оно есть в ответах выше. Потрещим и подумаем.

Юль, куда пропала? Пригодилась патина или нет? Что друг посоветовал?

Уважаемые Маляры-мастера!Кто-нибудь работает патиной по сложной художественной резьбе? Я говорю о картинах с сюжетной резьбой,балясинах,колонах,декоративных отделках! Приглашаю побеседовать!

Ты имеешь в виду поймать даже светотень?

Конди,добрый вечер!Светотень поймать можно,хотя сложновато!Это—послойное патинирование,начиная с выделения светлых участков патины,потом нанесение слоя лака,далее—постепенный переход к более тёмным участкам патины на изделии,чередуя с фиксацией каждого оттенка слоем лака. Процедура длительная и кропотливая.

Именно такие заказы—редкость!Обычно требуется вытирание патины быстро, красиво, симметрично и чётко! Я мелкие *чёткости*вычищаю пинцетом для выщипывания бровей, в котором держу узкую полосу шлифшкурки. По плоскости тоже наждачкой, а *начисто*—губкой-сендвичем, особенно, когда работа золотом, бронзой по белой и беж-основе! Может быть у Вас есть другие интересные приспособы для *игры*с патиной?

Уважаемые маляры,почему молчите?Не любите патину,или просто ленитесь пообщаться на эту тему? Тогда скажите,что Вам интересно?

Василий,помогите разговорить коллег!Неужели всё у всех классно и без проблем?!

Печально,но тема патины никого не трогает—зловещая тишина. АУ.

Очень трогает, Наталья, особенно чайников. просто тем кто много знает, делиться некогда))))

Точно ))

Я искала в интернете подробное руководство как сделать старую межкомнатную дверь в стиле шебби-шик. Набрела на вашу статью «Патина», замечательная статья. Но поняла я к сожалению все относительно, так как я полнейший чайник. Как вы считаете, могу ли я сама своими женскими силами, без помощи мужчины привести свои двери в порядок или это нереально? Хотелось бы подробное описание для чайников как состарить двери и что для этого нужно. Не знаю у кого искать помощи. Буду очень благодарна вашему ответу и советам.

Лена, привет! Я поискал тЫрнете изделие в стиле « шебби-шик» Скажите пожалуйста на картинке которую я прикрепил к комментарию, то что Вы хотите ? Двери в таком виде?

да, что-то в этом роде, может быть с менее выраженным эффектом старения и ближе к голубому тону. Может быть мне сфотографировать завтра самой и выложить фотку?

Да, это было бы хорошо.

Что касается сможете ли ВЫ сделать на старых дверях нечто подобное. мое мнение: сможете, только нужно определиться с вариантом отделки. И конечно же нужно понимать еще и возможности.

Постараюсь изложить свои соображения :

1. Самый идеальный вариант — это удалить старый лакокрасочный материал. Шлифовка, либо смывка (почитайте статью про смывку) [смывка вонючая ]

После чего, думаю в Вашем случае КИСТЬЮ, использовать эмалевую систему отделки (я бы так поступил) процесс я описывал в этой статье если что то будет не понятно, подскажем.

А по высохшей эмали уже будете ваять с патиной (в патину я бы добавил не много лака, которым будете финишировать, что бы во время нанесения лака небыло мазни от кисти). далее лак, что бы патина не стерлась в дальнейшем от прикосновений.

2. Самый смущающий меня вариант, так это нанесение патины на уже имеющийся лкм, бывает сложно подобрать материал. Есть риск не совместимости. На одной двери может получиться, но нет гарантии что на других всё будет хорошо . Но этот вариант самый дешевый, быстрый и не сложный в исполнении. опять же риск не долговечности. если в скором времени планируете менять двери, то почему бы и нет .

Покупаете патину, наносите на поверхность, там где требуется (зачастую патина по густоте как морилка, поэтому советую добавить в нее лак, что бы не было мазни НО! не много! что бы можно было её стереть, с усилием)

Сами понимаете, что все эти действия будут сопровождаться «чудесными ароматами» лкм, так что покупайте респиратор !

Задавайте вопросы, постараемся ответить

Здравствуйте! Подскажите пожалуста.работаю на производстве погонажных изделий и столкнулась вот с какой проблемой.зеленеют карнизы.

Основа карниза дерево,старю его щеткой металической,шлифую,грунтую,сбиваю грунт,потом покрывается эмалью,потом по эмали накладываем патину золото,затираю излишки золота,покрываю финишным лаком(акрил).так вот беда в том что по прошествия времени от 2 недель до месяца начинает проявлятся какая то зелень,будто зеленкой намазали.что это может быть и как с этим боро тся.думали на влажность дерева ,измерили все в норме.может быт это плесень тогда может антисептик какой применять

это смола , надо сначала антисмолью обрабатывать. она выталкивает местами патину через акрил, а при контакте с воздухом мет. патина(золото, серебро, бронза) окисляется и зеленеет

Искусственная патина на медных сплавах. Рецепты. Приготовление серной печени

Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.
Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков». Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.

Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная. Главное назначение рукотворной пленки – декоративное.

Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.
На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет.

На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.

Но безумство святотатца
Мной уже владеет, видно.
Так и не сумев сдержаться,
Я произношу бесстыдно:

— Памятник, зачем тебе такие большие уши?
— ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ!
— Памятник, зачем тебе такие большие руки?
— ЧТОБЫ ОБНЯТЬ ТЕБЯ!
— Памятник, зачем тебе такие большие зубы?
(не дает ответа. )

Михаил Щербаков «Воздвиг я памятник»

В практике технического самодельщика, нужда в патинировании часто возникает при декоративном травлении железок из меди и ее сплавов, эти два приема практически неотделимы. Действительно, получив методом химического травления некое рельефное изображение, для большего контраста, следует заполнить углубленные места железки темным. Это позволяет видеть рисунок под любым углом и при любом разумном уровне освещения. Кроме того, готовая железка, после патинирования приобретает эффектный вид «под старину». Учитывая простоту процесса, пренебрегать таким приемом декорирования просто неразумно.

По сравнению с заполнением углублений краской, искусственная патина имеет ряд достоинств – это и меньшая токсичность испарений и, в большинстве случаев, большая прочность пленки.

Процесс действительно несложен, следует только запастись необходимыми простыми реактивами.

Само патинирование выглядит примерно так – с травленной железки, растворителем (ацетоном) смывают слой защитного лака. Вся железка подвергается патинированию и покрывается темным слоем. После сушки, ее аккуратно шлифуют шкуркой «нулёвкой», при этом сошлифовывается слой патины на поверхности заготовки, а патина в углублениях остается нетронутой. Рисунок «проявляется» во все красе. После, поверхность желательно отполировать кусочком войлока с пастой ГОИ и покрыть нитро или акриловым лаком. И можно любоваться, жмурясь от удовольствия.

Это может быть шкала прибора или устройства, лимб, бирка, шильдик, декоративная панель или накладка на корпусе. Все это делает наше готовое устройство неповторимым, и смею надеяться, красивым или хотя бы, симпатичным.

Что было использовано в работе.
Инструменты.
Собственно, некая мерная емкость, емкость которую не жалко выкинуть, побольше, для спекания серной печени, для небольшого количества, хорошо подойдет консервная баночка, переносная газовая горелка для того же спекания. Емкость для самого патинирования. Для «патинирования» раствором кофе понадобится газовая горелка для пайки.

Материалы.
Доступ к воде (растворение, промывка), необходимые химикаты, растворитель, ветошь, паста ГОИ, суконка или кусочек войлока. Нитролак.

Ну что же, перейдем к рецептам патинирующих растворов.

А гипертоник втайне от врача
Варил ночами очень-очень крепкий кофеечек
Он бегал по больнице хохоча,
Будил больных — вот настоящий наслаждения источник.

Манго-манго «Источник наслаждения».

Способ, подсмотренный у стимпанкеров – чернение насыщенным раствором растворимого же кофе. Строго говоря, способ не совсем химический – реакции не происходит, но образуется слой темной сажеобразной субстанции, который намертво впекается в ямки и углубления заготовки.

Итак, подробнее. Готовится насыщенный раствор растворимого-же кофе, в теплой водичке. Доводится до консистенции сиропа. Затем, травленая заготовка нашей железки намазывается этой пастой, со стороны рисунка, понятно.

Можно кистью, можно просто пальцем, мелкими круговыми движениями, этак, втирая кофейную пасту во все углубления. После, не высушивая, обжигаем заготовку в пламени газовой горелки.

Здесь, важно более менее точно выдержать температуру. Она должна быть такова, что заготовка почти начинает светиться. Вот-вот. При этом, кофейная паста на поверхности, превращается в пепел и сажу, а в углублениях еще не успевает. Ежели не догреть, кофе и на поверхности не сгорит и выглядит как липкая труднооттираемая пакость.

Другие публикации с нашего сайта:  Блюдо на чешском языке

После остывания заготовки, поверхности шлифуется «нулевкой» и полируется, покрывается лаком.
Греть лучше всего, газовой горелкой, пробовал помещать заготовку на горящие угли – слишком быстрый нагрев, трудно контролировать. Лишнее мгновение и все сгорело.

Да, иногда чернение в углублениях, почему-то оказывалось не черным, а серым. После покрытия нитролаком, заполнение темнеет и становится угольно-черным.

Способ «патинирования» чудо как хорош – чернение выходит очень плотным и контрастным, реактивы просты и доступны, «патине» не страшен нитролак – можно без особых церемоний шоркать кисточкой. Тем не менее, в ряде случаев, способ, требующий сильного нагрева заготовки не применим – например, большая и/или тонкая заготовка (возможное коробление) или не отделимые плавящиеся или сгорающие детали. В таком случае обращаемся к традиционному, химическому патинированию. Да, химическое патинование, кроме того, выглядит более «аутентичным», более похожим на натуральную патину, столь ценимую любителями антиквариата.

Приведу несколько рецептов растворов для искусственной патины из доступных компонентов.

Цвета: От светло коричневого до черного.

Серную мазь наносят в небольшом количестве на заготовку и втирают круговыми движениями до достижения нужного цвета патины. На открытом воздухе процесс патинирования проходит достаточно быстро и некоторые сплавы меди мгновенно получают черный оттенок. Такая патина неустойчива и в последствии легко стирается пальцами. Рекомендуется наносить мазь на заготовку полностью погруженную в воду, предварительно смазав ее вазелином или растительным маслом. Тогда патина ложится более равномерно и менее интенсивно.

Если в процессе патинирования заготовка или ее участок получили чрезмерно черный окрас, его можно смыть хоз. мылом под струей теплой воды.

— Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:

Медный купорос СuSО4 • 5Н2О________________________20
Перманганат калия КМnО4____________________________5

Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию ещё 3-4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4-5 мин (последующая обработка та же). При погружении в этот раствор, нагретый до 95-99°С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.

— Для получения патины от светло- до темно-коричневого цвета испльзуют раствор следующего состава, г/л:

Перманганат калия КМnО4____________________________20
Серная кислота (плотность 1,84г/см3)___________________7

Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2-3 раза для получения равномерного и плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.

— Патину красивого, оливково-коричневого оттенка, можно получить при помощи раствора хлорокиси меди (ХОМ). . Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.

600мл воды две столовые ложки с горкой, хлорокиси. После растворения, влить 100мл нашатырного спирта, аптечного. Для более равномерного результата советуют помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе. Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.

— для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах, что есть в продаже почти во всех аптеках.

Ну и наконец, классика жанра – «серная печень». Простой, быстрый и удобный реактив для нанесения прочной, красивой патины. Неплохо хранится в сухом виде, компоненты для изготовления легко доступны и не дороги. Единственный минус – готовить его (печень от слова – «печь») следует на открытом воздухе.

Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание.

Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.

Серу нетрудно добыть в хозяйственном магазине, магазине «Сад-огород» и подобных. Она преподносится как добавка в корм животным. Кроме того, можно спросить в аптеках, имеющих отдел приготовления лекарств.

Поташ — карбонат калия (К2СО3), сейчас не так-то просто добыть, однако есть вполне приемлемый заменитель. Сода кальцинированная (Na2CO3). Замечательно подходит – тоже щелочной метал, тот же кислотный остаток и столько же. Не придется ничего пересчитывать. Продается в хозяйственных магазинах, рядом со стиральными порошками.

Отмеряем, компоненты, тщательно перемешиваем. Для более точного «дозирования», горку у ложки следует снимать палочкой.

Для спекания придется пожертвовать консервной баночкой. Грел на туристической газовой плитке, сунул все это в ведро, чтобы сильно ветром не задувало.

Процесс идет, выделяется не дым, но газ, сернистый. Не дай бог вдохнуть – глаза на лоб вылезают, поэтому держаться подальше, с наветренной стороны, приближаться, задержав дыхание.

Все как будто бы прореагировало, выключаем нагрев, даем остыть.

Выковыриваем, что выковыривается, ссыпаем кусочки в баночку с широким горлом и плотной крышкой, непременно подписываем.

Водяной раствор серной печени, перед патинированием стоит подогреть до

Мои рецепты патины

Решила разместить отдельным постом рецепты патины, которыми я пользуюсь.

Рецепт 1: бусины без лака, обработаны спиртом от отпечатков пальцев, абсолютно сухие подвесить в баночку, на дно аммиак (нашатырный спирт из аптеки), на пару часов — коричневый цвет с синевой во впадинах.

Рецепт 2: побрызгать соленой водой или положить в стакан с водой + чайная ложка (на рюмку) или столовая (на стакан) соли, полежать 10 мин, чуть промокнуть тряпочкой от излишков воды и в пары аммиака — яркий голубой цвет меди.

Рецепт 3: то же, что и в рецепте 2 + обмакнуть в уксус — синий + зеленый цвет

Рецепт 4: обмакнуть в нашатырь и подвесить в пары уксуса — глубокий зеленый цвет, не брать руками, т.к. патина ядовита для кожи, сразу покрывать лаком. (у меня нет фото с такой патиной, т.к. мне не понравилась ее рыхлость, и я ее сняла лимонной кислотой)

Рецепт 5: серная мазь из аптеки — намазать бусины, хорошенько смыть с фейри и зубной щеткой — глубокий коричневый или черный цвет, зависит от времени, сколько держишь мазь.

Рецепт 6: очистить от лака, плоскогубцами «обмакивать» в огонь на плите, в слой синего огня, на доли секунды — цвета побежалости, не нуждаются в лакировке, крепкий слой — цвет от оранжевого до сливового, чем больше нагревается медь, тем темнее цвет.

чтоб убрать непонравившуюся патину достаточно положить на минут 10 бусину в теплый раствор лимонной кислоты (на чашку полпакетика, кипятком не заливать — он расщепляет кислоту, просто теплой водой).
это те приемы, что я использую =)

Похожие статьи:

  • Латинский рецепт на этиловый спирт Этиловый спирт ( раствор) 70%,95% рецепт на латыни (латинском) Рецепт на Этанол на латыни: Этиловый спирт 70% рецепт на латыни ( латинском) Можно выписать рецепт на 95% этанол на латинском языке по форме 148-1/у-88: Рецепт на этиловый спирт выписывается по […]
  • Свинина-книжка рецепт Свинина книжкой с помидорами и сыром Очень вкусно, мясо мягкое. Ингредиенты для «Свинина книжкой с помидорами и сыром»: Свинина — 700 г Помидор — 2 шт Сыр твердый — 200 г Чеснок — 3 зуб. Масло подсолнечное — 6 ст. л. Перец черный Соль […]
  • Как выписать рецепт амиодарон Фенибут ( таблетки) рецепт на латыни Рецепт на Аминофенилмасляная кислота на латыни: Таблетки Фенибут ( Аминофенилмасляная кислота) рецепт на латыни: Описание: рецепт на латыни на фенибут - лекарственный препарат с ноотропной активностью, применяется с целью […]
  • Мастика из сухого молока и сахарной пудры рецепт Сахарная мастика - описание видов с фото, рецепты ее приготовления своими руками в домашних условиях, секреты успешной работы с этим материалом Сахарная мастика: свойства Калорийность: 393 кКал. Энергетическая ценность продукта Сахарная мастика: Белки: 0 г. […]
  • Чечевица с копченостями рецепт Суп из чечевицы с копченостями Суп из чечевицы с копченостями содержит и другие бобовые: зеленый горошек и стручковую фасоль. И поскольку все бобовые «любят» копчености, такой суп получается очень вкусным. Варится он довольно просто и не слишком долго. […]
  • Кристалл из сахара рецепт Как вырастить леденцы на палочке собственными руками: выращиваем сахарные кристаллы Будем честны: эти сахарные кристаллы на палочке трудно назвать полезными сладостями. Зато сколько эмоций принесет детворе их выращивание! Ведь это же чудо, которое […]