Проанализируйте рассказ мМ Пришвина клюква

Рубрики Дача

Интегрированный урок литературы и географии с элементами ролевой игры «Природа в рассказе М.М. Пришвина «Кладовая солнца»»

Разделы: Литература

Цели и задачи;

  • раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;
  • определить значение образа Блудова болота в сюжете;
  • проследить роль художественных средств изображения;
  • познакомиться с болотом как объектом гидросферы;
  • закрепить навыки построения топографических планов;
  • познакомить с навыками передвижения и ориентирования по болоту и роли в этом компаса и местных признаков;
  • закрепить представлений об осадочных органических горных породах (полезных ископаемых) и их образовании;
  • познакомить с клюквой как представителем растительного мира болот.

Оборудование:

  • плакаты со словами М.М. Пришвина,
  • схемы образования и строения болота,
  • топографическая схема Блудова болота,
  • кроссворд,
  • рисунки детей по мотивам рассказа,
  • компас,
  • торф,
  • клюква.

Методы и приемы:

  • слово учителя,
  • аналитическая беседа,
  • доклады и сообщения учащихся,
  • соревнование знатоков леса,
  • разгадывание кроссворда.

I. Оргмомент.

П. Основная часть:

1. Слово учителя

К. Г. Паустовский говорил: «Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина».

Наряду с Митрашей, Настей, их родителями и Антипычем одним из героев сказки-были выступает природа. Она принимает самое активное дружеское или враждебное участие во всех развивающихся событиях. Природа, растения и животные откликаются на радость и горе Насти и Митраши, принимают участие в судьбе детей. И сегодня мы поговорим об образе Блудова болота и выявим значение этого образа в сюжете произведения.

Но у нас сегодня не простой урок. Мы попытаемся проанализировать литературное произведение с позиций не только литературоведения, но и географии, тем более что его автор — признанный натуралист и природовед.

2. Разгадывание кроссворда.

Но прежде мы разгадаем кроссворд, составленный вашими одноклассниками.

Идет разгадывание кроссворда

3. Анализ топографического плана.

Ребята, ваши одноклассники провели не совсем обычную работу — на основе описания Блудова болота и маршрута героев произведения они составили топографический план этой местности. Сейчас наши картографы поделятся с вами опытом такой работы.

Рассказ о составлении плана местности по ее описанию.

4. Болото как объект гидросферы.

Весь сюжет произведения строится вокруг Блудова болота. Оно выступает и общим фоном, и одним из героев рассказа. Давайте попробуем рассмотреть этот объект как часть гидросферы.

Что такое гидросфера? К какой части гидросферы относятся болота?

У нас сегодня присутствуют на уроке консультатнты-специалисты в области гидросферы. Они расскажут нам о том, как образуются болота. (Заслушиваются доклады учащихся)

Одним из способов образования болота является заболачивание озера.

Вообще озеро в своем развитии проходит несколько стадий. В более влажном климате, на севере, происходит нарастание моховой сплавины, на которой поселяются другие растения. Одновременно в озерной котловине отлагаются неорганические осадки, приносимые реками, а также органические — остатки падающих на дно всевозможных отмерших организмов, образующих ил-сапропель. Глубина озера уменьшается. Прибрежная растительность продвигается к середине озера, оно постепенно зарастает и превращается в болото. Именно таким путем заболачиваются наши озера-старицы. В сухом климате происходит усыхание озер и увеличение концентрации солей. Озеро превращается в солоноватое, затем — соленое и, наконец, в соленое болото с бедной растительностью.

5. Соревнование знатоков леса.

А теперь обратимся к произведению М.М. Пришвина.

Что такое «приболотица»? Какие деревья селятся в «приболотице»?

Какие — на сухих островах в болотном «море»? Почему эти острова называются «боринами»? Как выглядят эти деревья? Чем можно объяснить такие различия?

Что такое «елань»? Есть ли в нашем крае такие объекты?

Какие ягоды и цветы вырастают на лесной просеке? Как цветет волчье лыко? Где и как растут клюква, черника, брусника, голубика?

6. Рассказ о клюкве.

Что же это за ягода — клюква — и зачем она так нужна Насте и Митраше, да и всем людям? Об этом нам расскажут растениеводы.

Заслушиваются доклады учащихся.

7. Болото как кладовая Солнца.

Как возникает болото и почему оно так называется? Правда ли, что болото — кладовая Солнца?

Послушаем нашего гидролога.

Известный советский писатель и природовед М.М. Пришвин называл болота «кладовой солнца». Богата болотная растительность. А ведь каждое растение — это аккумулятор солнечной энергии. В болотной воде эти аккумуляторы сохраняются надолго, «не разряжаются», формируя торфяные залежи.

Солнце, как известно, излучает во всех направлениях огромное количество тепла и света, и часть его попадает на нашу планету. Практически вся энергия, действующая в настоящее время на Земле, кроме атомной, — это превращенная энергия Солнца. Ведь без солнечного тепла и света не могли бы расти растения, а без растений не могут жить травоядные животные и человек. Сжигая и потребляя торф, каменный и бурый уголь, нефть, природный газ, получая при этом тепло, человек также использует энергию Солнца. Ведь каменный уголь — это окаменевшие растения, которые миллионы лет назад росли на Земле благодаря солнечному теплу и свету. Органическое происхождение имеют и остальные названные здесь полезные ископаемые.

Торф — темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Содержание углерода в нем до 60%. Торф применяется как дешевое топливо.

Прежде торф использовался преимущественно для отопления. Теперь он считается очень важным комплексным сырьем. Из него добывают смолу и горный воск, уксусную кислоту, лекарственные препараты и вещества, очищающие нефть и воду, на его основе приготовляются органические удобрения, кормовые смеси, а также изоляционные строительные материалы и т.д. «Кладовая Солнца» припасла для людей множество превосходных ценных подарков.

Торфяники имеют также большое научное значение. По смене болотной растительности, о чем свидетельствуют растительные остатки, захороненные споры и пыльца, можно восстановить закономерности изменения природных условий — климата, колебаний подземных вод — в данном районе.

А как автор рассказывает об образовании торфа?

«. болото со всеми огромными запасами горючего, торфа есть кладовая солнца. Да, вот именно так и есть, что горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Но в болотах вода не дает родителям-растениям передавать все свое добро детям. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достается человеку в наследство».

Почему Пришвин называет болото «кладовой солнца»?

8. Передвижение по болоту и ориентирование.

Почему болото, куда отправились дети, местные жители называли Блудовым?

Что помогает Митраше идти по болоту?

Рассказ о компасе с демонстрацией навыков его использования.

Заслушивается доклад учащегося

Существуют определенные, выработанные практикой навыки передвижения по болоту.

Заслушивается доклад учащегося

Какие признаки использовал Митраша для движения по болоту?

  • Почему елань в рассказе называется Слепой?
  • Почему Митраша оказался в трясине?
  • Какие слова Антипыча и какая поговорка предупреждают об опасности?
  • Как Митраша из нее выбирался?
  • Какой вывод можно сделать?

9. Беседа

К. Г. Паустовский писал: » Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка. Слова у Пришвина цветут, сверкают». «Кладовая солнца» «сверкает» эпитетами, метафорами, сравнениями. Под пером писателя благодаря олицетворениям природа оживает. Озвучьте подготовленные дома пересказы описаний природы, выделив в них указанные средства изображения. (Звучат 2-3 пересказа)

Проза Пришвина отличается ритмичностью. Вспомните, что такое ритм?

Прочитайте выразительно отрывок о сосне и ели, растущих вместе.

Запишем 2-3 предложения как стихотворение:

С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.

Деревья разных пород боролись между собой
Корнями за питанье,
Сучьями — за воздух и свет.

  • Какую особенность вы заметили? Ритмичность, параллелизм синтаксических конструкций.
  • Для чего писатель в свое повествование вставил рассказ о ели и сосне, растущих вместе?
  • Почему этот рассказ помещен перед появлением детей в лесу?
  • Прочитайте сцену спора Насти и Митраши. Как ведет себя природа?
  • Прочитайте описание природы после эпизода ссоры детей.
  • Подумайте, как автор помогает понять значение того, что происходит? Каково отношение автора к этому?
  • Какой прием использует Пришвин при описании природы?
  • Что такое олицетворение?
  • Приведите примеры из текста.
  • С какой целью используется этот прием?
  • Сделайте вывод о роли пейзажа в раскрытии переживаний героев.
  • Что говорит автор о правде жизни и в чем заключается эта правда?
  • Случайно ли эти слова идут сразу после сюжета о вызволении собакой человека из болотной трясины?

Вывод: во всем ходе повествования чувствуется стремление человека осмыслить и одушевить природу, сделать ее понятной, близкой и родной людям!

У писателя есть очень наглядная философская формула о глубинной связи человека и природы и об особом назначении человека:

  • Я стою и расту — я растение.
  • Я стою, и расту, и хожу — я животное.
  • Я стою, и расту, и хожу, и мыслю — я человек.
  • Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
  • Опираясь на землю,
  • Я поднимаюсь:
  • И надо мною небо —
  • Все небо моё.

И начинается симфония Бетховена,

И тема её: все небо моё.

Как вы поняли эти слова?

10. Выставка рисунков.

Оцениваются рисунки ребят, выполненные по мотивам произведения.

III. Подведение итогов.

Шумом деревьев, воем зверей, пением разноголосых птиц переполнена «Кладовая Солнца». Живая природа — полноправный герой пришвинской сказки-были. Свои богатства природа раскрывает далеко не каждому. Только душевно красивый человек, наделенный чувством любви, способен увидеть и оценить окружающий его мир животных и растений.

В завершение разговора об образе природы в «Кладовой Солнца» вдумайтесь в слова М.М. Пришвина, обращенные к юному поколению, то есть к вам:

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и для нас она кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину».

Другие публикации с нашего сайта:  Выращивание карликовых томатов

Домашнее задание: написать сочинение-размышление на тему «Охранять природу — значит охранять родину»

Проанализируйте рассказ мМ Пришвина клюква

Школьный этап олимпиады по литературе

5 класс

Проанализируйте рассказ, пользуясь следующими вопросами:

1. О чём этот рассказ?

2. Как в нем показаны взаимоотношения человека и природы?

3. Чем этот рассказ близок произведениям русского фольклора?

4. Какую роль играет в рассказе диалог?

5. Каким предстает в рассказе образ автора?

Клюква

Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, пра­вду он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

— Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? — сказал ему на это кто-то из нас.

— Я не про это, — ответил Кирсан. — Кто же, правда, не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюквы побольше собрала в болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища — березовая почка? Вот я подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него обращать внимание, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, рас­селись по березам, клюют горькие почки, а внизу, видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное — чуть шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?

— Что сделали? — сказал один охотник. — Я бы дал первому поклевать.

Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и молча улыбался.

Ну, скажи, Кирсан Николаевич, — обратились мы наконец к самому хозяину, — расскажи, как же ты поступил.

Я поступил просто, — ответил Кирсан. — Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после березовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы. Но другой егерь, Камолов, сказал:

— На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел ты соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся.

Олимпиадные задания по литературе (9 класс) по теме:
Всероссийская олимпиада школьников по литературе, 9 класс

Задания для школьного этапа олимпиады, 2016-2017 уч.г.

Предварительный просмотр:

Всероссийская олимпиада школьников. 2016-2017 учебный год.

Литература. 9 класс.

Продолжительность – 60 минут.

Выбрать для анализа одно из предложенных произведений.

  1. Проанализируйте рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Клюква» , пользуясь следующими вопросами и заданиями:

• В чем идейно-эстетический смысл рассказа М.М.Пришвина?

• Как в рассказе показаны взаимоотношения человека и природы?

• Чем рассказ близок произведениям русского фольклора?

• Какую роль играет в рассказе диалог?

• Каким предстает в рассказе образ автора?

Егерь Кирсан умел так рассказывать, что поначалу кажется, будто у него все правда, и только под самый конец поймешь, правду ли он говорит или дурачит нас. Так вот он стал рассказывать нам однажды, какая это кислая ягода клюква.

— Кто ж этого не знает, Кирсан Николаевич? – сказал ему кто-то из нас.

— Я не про это, — ответил Кирсан. – Кто же, правда не знает, что ягода клюква кислая? На то ведь она и есть клюква! А вот однажды мне пришла в голову мысль, и летом я жену попросил, чтобы она и на мою долю клюквы побольше собрала на болоте. Прошло лето, и осень прошла; лег снег. Негде стало кормиться тетеревам. Завалило ягоду в болоте снегом, занесло в поле зерно. Делать нечего, поднялись тетерева на березы и стали кормиться древесными почками. А после ягоды, после зерна какая же это пища – березовая почка? Вот я и подумал об этом и поставил под березами шалашик. Когда тетерева пригляделись к шалашику и перестали на него внимания обращать, забрался я рано поутру в него и на снегу раскидал клюкву. Вот прилетели тетерева, расселись по березам, клюют горькие почки, а внизу, видят, клюква красная на белом снегу. Один петух слетел, осторожно подходит. Что делать? Ружье мое длинное – чуть шевельнешься, догадается и сам улетит, и все улетят. Скажите, что бы вы на моем месте сделали?

— Что сделали? – сказал один охотник.

– Я бы дал первому поклевать…

Другой охотник еще что-то сказал, третий еще, заспорили. А Кирсан все сидел и молча улыбался.

— Ну скажи, Кирсан Николаевич, — обратились мы, наконец, к самому хозяину, — расскажи, как же ты поступил.

— Я поступил очень просто, — ответил Кирсан. – Когда петух взял клюквину в рот, стало ему после березовых почек очень кисло; он от кислого зажмурился, и тут я в него из ружья.

Смеялись мы, но другой егерь, Камолов, сказал:

— На этот раз у тебя сорвалось, Кирсан Николаевич, не сумел соврать. Это сказка есть о трех зайцах, что охотник им клюквы дал, они зажмурились, и он их связал, без ружья обошелся. А ты с ружьем – эка невидаль!

  1. Дайте интерпретацию стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Что в имени тебе моем. » , используя следующие вопросы и задания:

• Охарактеризуйте облик лирического «я» в этом стихотворении.

• Меняется ли он по ходу текста?

• Какими способами создается настроение стихотворения?

• Каков поэтический смысл ключевых образов стихотворения?

• Как художественная структура текста помогает понять его содержание?

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мертвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно

В волненьях новых и мятежных,

Твоей душе не даст оно

Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,

Произнеси его, тоскуя;

Скажи: есть память обо мне,

Есть в мире сердце, где живу я.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс).

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 9 класс с ОВЗ.

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по праву 9 класс с критериями оценки и ответами.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по математике 9 класс 2016-2017 учебный год.

Задания для школьного этапа олимпиады, 2016-2017 уч.г.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии .

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 9 класс.

Нравственные уроки М.М.Пришвина (по рассказу «Кладовая солнца») (5 класс)

Столичный учебный центр
г. Москва

Нравственные уроки М.М.Пришвина (по рассказу «Кладовая солнца»)

Лыжина Л.А., учитель КГУ «Средняя школа № 43

им. Г.Мусрепова» г. Петропавловска

1. Формулировка целей и задач урока

Как вы понимаете слова «нравственный», «нравственность»?

По словарю : «Нравственностью называют нормы, правила поведения, то, что имеет отношение к понятию добра, правды, справедливости». Исходя из значения слов, входящих в формулировку темы, определите цель нашего урока и задачи.

Цель: определить, каким нормам, правилам поведения мы можем научиться, прочитав эту сказку-быль.

Задачи урока: проанализировать поведение героев, найти причины их ссоры, увидеть, что помогло им выйти из трудной ситуации, как помогла им природа

2. Слово о писателе

2.1История жизни писателя (презентация)

Как у писателя возникла идея написать этот рассказ?

2.1 Сообщение ученика

Сам писатель признавался: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». В своих произведениях автор не только описывает природу, рассказывает о героях, но и размышляет о смысле жизни, о ее законах, о месте человека в этом мире, о его взаимоотношениях с природой, т.е. его произведения пронизаны тонким философским подтекстом.

Далеко не простым был творческий путь художника. Сам Пришвин оценил его так: «Весь путь мой был из одиночества в люди». «Кладовая солнца» — в определенной степени итог этого пути. Она стала, поэтому, едва ли не самой солнечной книгой писателя: так много в ней света, красок, любви к жизни, трепетного чувства счастья.

Во время Великой Отечественной войны М.М. Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался от эвакуации в глубокий тыл и жил недалеко от Москвы, близ старинного русского города Переславля-Залесского, сначала в небольшой деревушке Заозерье, затем в Усолье. В это трудное военное время со всей силой раскрылась перед ним духовная красота русского человека. Глубоко взволновала его судьба детей, особенно судьба ленинградских детей, эвакуированных в эти места. Вместе со всеми писатель стремился облегчить их сиротливую участь. И в нем крепла мысль осуществить свою давнишнюю мечту – написать современную сказку-быль. «Содержание всякой сказки, — писал Пришвин, — это борьба человека-героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым». Сказка-быль «Кладовая солнца» и была выражением горячей веры писателя в победу добра и света. Создана она вскоре после войны, в мае-июне 1945 года. В ней еще чувствуется дыхание сурового боевого времени, но она согрета радостным ощущением победы и весны.

3 Составление таблицы «Признаки сказки и рассказа в «Кладовой солнца»

По жанру это сказка и быль одновременно. Давайте выделим признаки сказки и были в этом произведении (составление таблицы)

Сказка – это повествование, основанное на вымысле. В произведении есть сказочный зачин (брат и сестра пошли за ягодами и заблудились).В рассказе Пришвина, как и в сказке, герои стоят перед выбором пути-испытания у камня: хороший или плохой путь выбрать. Для сказки характерны присутствие врага героя: в рассказе это волк, елочки-старушки, черный ворон. В рассказе, как в сказке, есть предмет-помощник – это компас. В сказке добро побеждает зло, и в рассказе все заканчивается благополучно. В рассказе, как и в сказке, природа предостерегает о приближении опасности (елочки пугают героя, вороны и сороки трещат, предчувствуя наживу, природа хмурится, наблюдая за ссорой сестры и брата. Название болота – Блудово – от слова «заблуждаться», «скитаться в поисках истины». Так и наши герои искали и нашли истину, преодолев все испытания этого враждебного человеку места. Как и в сказке, рассказ Пришвина имеет поучительный смысл «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»: надо жить дружно, заботиться друг о друге. Самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы людей за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания.

Другие публикации с нашего сайта:  Помидоры желтый лимон

Быль – это история о том, что действительно было. В начале рассказа писатель рисует голодную, трудовую, сиротливую послевоенную жизнь русских людей. Называет реально существующий город Переяславль-Залесский и торфяное месторождение, где работают геологи. В простой и ясной форме Пришвин рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях: «Солнце отдает свое тепло растениям, умершие и упавшие в болото, они скапливают эту энергию и образуют горючее вещество – торф. Герои рассказа Настя и Митраша выходят победителями из этой истории не потому, что им помогали волшебные существа и предметы, а потому, что они прислушивались к советам старших, любили и знали природу, повадки животных. Урок, который вынесли ребята из похода за клюквой, есть главный закон жизни на земле, залог счастья.

Вывод: по жанру это сказка и быль одновременно.

4 Работа в группах

Задания для групп

Составить характеристику Насти (чем занимается, что умеет, как рассуждает, как ведёт себя по отношению к брату)

Составить распорядок дня Насти

Характеризовать героев мы будем по плану:

1. Имя героя, о котором ты будешь рассказывать.

2. Обстановка, в которой живёт герой.

· Где: место жительства; · С кем: семья.

3. Портрет героя:

4. Занятия героя, его интересы.

5. Характер героя, как, с какими чувствами он относится к близким, к

окружающим его людям.

6. Как автор произведения относится к этому герою. Как, по каким словам, выражениям ты это понял.

7. Какие чувства вызывает этот герой у тебя, почему?

Составить характеристику Митраши. Что умеет? Что знает? Как относится к людям? За что отвечает в семье?

Как ребята собираются в лес? Что берут с собой? Как одеваются? Что знают о лесе?

Составить памятку «Как собираться в лес»

Составить карту Блудова болота. Проложить совместный маршрут Насти и Митраши.

Составить памятку «Как вести себя на болоте»

Сделайте вывод : какой нравственный закон нарушили дети? Как нужно поступать в трудных ситуациях?

Пришвин много внимания уделяет природе. Ещё один урок автора – это разумное и грамотное отношение к природе.

Перевести значение звуков птиц и животных

Задание: «Переведите язык животного мира на человеческий язык».

Как по-тетеревиному «солнце»?

«Кра», — крикнула ворона в гнезде. Что это значит?

«Дрон-тон», — крикнул сторожевой ворон. Что это значит?

«Дрон – тон!», — ответила самка. Что это значит?

Носатые длиннохвостые сороки начали трещать: «Дри-ти-ти! Дра-та-та!»Что это значит?

Что подумал заяц, услышав непонятный шум и убегая в лес?

Что прокричали 3 раза журавли, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона?

Составить памятку «Что можно услышать в лесу, если знать язык животных и растений»

Вывод : ещё один нравственный урок: нужно быть внимательным исследователем природы, уметь слышать, видеть, наблюдать, тогда не будет ошибок, которые чуть не привели Митрашу к гибели.

Найти изобразительно-выразительные средства языка при описании картин природы

Для чего они служат в этом рассказе? Как учит относиться к природе автор

Работа с текстами.

1 текст: «Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня…С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями за воздух и свет. Поднимаясь все выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему»

2 текст: «Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья подкрыль, и крикнул: «Чуф-ши!» по – тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй» »

3 текст: «Земля под ногой стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной. На этой подвижной земле, на тонком слое сплетенных между собой корнями и стеблями растений, стоят редкие, маленькие, корявые и заплесневелые елочки… Елочки-старушки не как деревья в бору все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу , а у другой палка в руке, и она ждет тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвертая стоя вяжет чулок, — и так все: что ни елочка, то непременно на что-то похожа… очень волновались старушки-елки, пропуская между собой мальчика с длинным ружьем, в картузе с двумя козырьками. Бывает, одна вдруг поднимется, как будто хочет смельчака палкой ударить по голове, и закроет собой впереди всех других старушек. А потом опустится, и другая колдунья тянет к тропе костлявую руку. И ждешь – вот-вот, как в сказке, полянка покажется, и на ней избушка колдуньи с мертвыми головами на шестах…»

4 текст: «Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику, — та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички. Черные ягодки с черным пушком. Так же брусника, кровяно-красная ягода. Листики темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом, и так много бывает ягоды, что место кажется кровью полито. Еще растет в болоте голубика кустиком, ягода голубая, более крупная, не пройдешь, не заметив. В глухих местах, где живет огромная птица глухарь, встречается костяника, красно-рубиновая ягода кисточкой, и каждый рубинчик в зеленой оправе. Только у нас одна-единственная ягода, особенно ранней весной, прячется в болотной кочке и почти невидима сверху. Только уж когда очень много ее соберется на одном месте, заметишь сверху и подумаешь: «Вот кто-то клюкву рассыпал». Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зеленую ниточку со многими клюквинками. Захочешь – и можешь вытянуть себе из кочки целое ожерелье крупных

Вывод: при помощи изобразительно-выразительных средств Пришвин показывает нам, как красива природа, если научиться видеть эту красоту, если научиться ценить природу.

5 Инсценировка «Ссора Насти и Митраши». Анализ поведения героев.

Митраша: Нам надо по этой тропе на север идти.

Настя: Это не тропа!

Митраша: Вот еще! Люди шли, — значит, тропа. Нам надо идти на север. Идем, и не разговаривай больше.

Настя: Смотри, какая плотная моя тропа, тут все люди ходят. Неужели мы умнее всех?

Митраша: Пусть ходят все люди! Мы должны идти по стрелке, как отец нас учил, на север, к палестинке.

Настя: Отец нам сказки рассказывал, он шутил с нами, и, наверное, на севере вовсе нет никакой палестинки. Очень будет даже глупо нам по стрелке идти: как раз не на палестинку, а в самую Слепую елань угодим.

Митраша: Ну, ладно. Я с тобой больше спорить не буду: ты иди по своей тропе, куда все бабы ходят за клюквой, я же пойду сам по себе, по своей тропке, на север.

Почему поссорились ребята? Какие нормы они нарушили? (забыли о том, что нужно держаться вместе, советоваться, учитывать мнение другого, договариваться. Каждый из них посчитал себя более правым в споре)

6. Подведение итогов

В любой сказке есть поучительный смысл. Давайте сформулируем, чему мы научились, прочитав эту сказку-быль. Выберите из предложенных пословиц ту, которая , по вашему мнению, больше подходит для этого произведения. Объясните свой выбор.

Друзья в несчастье познаются

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой

Где дружба и совет – там и свет

Гору разрушает ветер, а людскую дружбу – слова

Дерево держится корнями, а человек – друзьями

Дружба заботой да подмогой крепка

7 Рефлексия Метод пяти пальцев.

На листе бумаги ученики изображают раскрытую ладонь, напротив каждого пальца отвечают на предложенные вопросы

М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме:
«Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца»

Тема:

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие. Проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.

Развивающие. Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Другие публикации с нашего сайта:  Роза весенняя обработка

Тип урока: комбинированный

  1. на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  2. анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  3. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Обучающие: — проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя — показать единство человека и природы.

Развивающие: — совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные : воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)

III. Работа над содержанием произведения.

Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте ,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? ( Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.

2)Как автор относится к детям?

(Автор описывает детей с большой любовью и нежностью: “Они были очень милые”; “И какие это были умные детишки!”; “наши любимцы”.)

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

( Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании — мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

4)Почему автор не описывает игры детей, забавы, развлечения?

( Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

5)Как автор описывает хозяйственные заботы детей?

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.( c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод — “Митраша в беде”.

-Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” — тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

-Как автор относится к Митраше?

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

-Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

-Как животные реагируют на появление детей в лесу?

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

— Так что же такое кладовая солнца? ( Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек — «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. ( Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

Итак, внимание на экран.

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

3. Решить кроссворд.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ»Тип урока:комбинированныйЦели:на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,анализировать поступки детей, их поведение в.

Тема урока «Заветы М.Пришвина». Место данного урока в системе уроков — итоговый. Урок построен в форме литературной игры с использованием ИКТ. Класс организован в рабочие группы.

Разработка построена по принципу телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Предлагаемая форма работы поможет расширить круг знаний учащихся, привить любовь к родной литературе и к культуре в .

Данный урок полностью соответствует школьной программе по литературе за 6 класс. По содержанию этот урок можно отнести: К уроку теории по литературе, на котором ребята знакомятся с таким понятием .

Материал вместе со слайдами можно использовать на обобщающем уроке по произведению.

Тема: Тропа Насти (по произведению Пришвина «Кладовая солнца»)Цель урока: на основе прочитанного научиться выделять черты.

Похожие статьи:

  • Модульное оригами цветок лилия схема сборки Модульное оригами: схема цветов. Схемы сборки оригами (цветов) В этой статье пойдет речь о том, как сделать модульное оригами. Схема цветов – это целая культура создания различных букетов. Основой поделок являются небольшие модули из разноцветной бумаги. […]
  • Как зимует комнатный гибискус Как зимует гибискус садовый: выращивание и фото в саду Имея чудесный запах, цветы гибискуса садового не только радуют глаз в саду или на подоконнике в квартире – они также применяются для заваривания полезного и душистого чая. Именно этот напиток известен […]
  • Установка выращивание кристаллов Оборудование для выращивания кристаллов В течение многих лет компания PVA TePla разрабатывает и производит оборудование для выращивания кристаллов кремния. В этой области компания является мировым технологическим лидером. PVA TePla поставляет оборудование […]
  • Емкость для слива воды на даче Емкости для канализации пластиковые (отзывы) С проблемой удаления жидких бытовых отходов сталкиваются застройщики частных домов. Емкости для канализации пластиковые можно установить своими руками. Они будут служить долго и надежно. Ассортимент выпускается […]
  • Сорта и выращивание помидоров Характеристика и описание 7 сортов помидор Де Барао Иногда новички путают название этого сорта и называют его дебарау, но такой сорт, нигде не зарегистрирован и поэтому пока не существует. Сейчас разговор пойдет о чудесном не имеющем недостатков сорте […]
  • Выращивание в вермикулите Что такое вермикулит и как его применять для растений Многие опытные садоводы знают, что без должного ухода и дополнительных компонентов нельзя добиться желаемого результата при выращивании растений. Применяются самые разные добавки, удобрения и, конечно же, […]