Розоцветных шиповник

Рубрики Дача

Семейство розоцветных, или розовых (более 2 тыс. видов)

Общая характеристика розоцветных. Растения семейства розоцветных распространены по всей Земле, но наиболее многообразны они в тропических областях северного полушария. Жизненные формы этого семейства — многолетние (реже однолетние) травы, листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники. К многолетним травам относятся земляника, клубника, гравилат, манжетка; к деревьям — черемуха, рябина, вишня, слива, яблоня, груша; к кустарникам — шиповник, малина, ежевика.

Растения семейства розоцветных

Стебли большинства розоцветных — прямостоячие.

Листья у розоцветных либо простые (у яблони, сливы, вишни), либо сложные (тройчатосложные, как у земляники, или непарноперистые, как у малины). У них развиваются прилистники, которые рано опадают (черемуха, вишня), или сохраняются и сильно разрастаются (шиповник).

Яблоня

Цветок розоцветных — обоеполый, обычно с двойным околоцветником. Чашечка состоит из 5-ти чашелистиков, иногда имеется подчашие. Венчик около цветника, как правило, из 5-ти яркоокрашенных и нередко ароматных лепестков. Тычинок в цветках большинства розоцветных много. Пестик может быть один (в цветках яблони, сливы, вишни), или их много (в цветках малины, земляники, шиповника). В семействе встречаются розоцветные, у которых в цветках всего 4 чашелистика и 4 лепестка (лапчатка прямостоячая).

Шиповник майский

Цветки розоцветных — одиночные (роза) или собраны в соцветия (кисть у черемухи, щиток у груши).

Плоды розоцветных отличаются большим разнообразием. У вишни, сливы, абрикоса плод — сочная костянка; у миндаля — сухая костянка; у яблони, груши, айвы — яблоко; у малины, ежевики — многокостянка; у земляники, клубники, гравилата — многоорешек. Многообразие плодов связано с особенностями строения цветков. Так, в цветках с большим числом пестиков в образовании плодов обычно участвует цветоложе (оно разрастается и становится сочным, как у земляники). Поэтому плод земляники и клубники иногда называют земляничиной.

Семена розоцветных обычно без эндосперма.

Дикорастущие розоцветные, их значение в природе и жизни человека. Дикорастущие рябина, боярышник, шиповник, земляника, клубника, костяника и другие розоцветные растения имеют большое значение в жизни многих животных. Насекомые опылители питаются пыльцой и нектаром; личинки цветоедов — завязями цветков; плодожорки — семенами образующихся плодов; дрозды, свиристели и некоторые другие птицы — плодами рябины, боярышника (рис. 203), шиповника. Плодами земляники, клубники, малины кормятся медведи, белки и многие другие животные.

Боярышник

Люди собирают и используют вкусные плоды некоторых дикорастущих розоцветных: малины, шиповника, земляники, клубники, костяники, морошки. Они содержат много витаминов и поэтому очень полезны.

Культивируемые розоцветные растения. К наиболее важным культивируемым розоцветным относятся яблоня, груша, слива, вишня, абрикос, малина, садовая земляника.

Абрикос

Яблоня — одно из самых любимых человеком растений, о чем свидетельствует многообразие ее сортов (около 20 тыс.). В нашей стране только одним ученым садоводом Иваном Владимировичем Мичуриным было выведено свыше 40 сортов, в том числе Славянка, Антоновка полуторафунтовая, Пепин шафранный, Бельфлер китайка, Китайка золотая.

Яблоня — дерево средней величины с простыми листьями. Ее цветки — крупные, белые или розово белые, собраны в соцветие щиток. Размножают сорта яблони с помощью прививок.

Слива — небольшое дерево или крупный кустарник со слегка колючими ветвями. Цветки белые в небольших щитковидных соцветиях.

Плоды — удлиненные костянки длиной 2–7 см, очень разнообразные по цвету: зеленые, желтые, розовые, лиловые и даже почти черные.

Яблоня и слива — хорошие медоносы: 1 гектар сада дает от 15 до 40 кг меда. Их плоды имеют приятный вкус, содержат витамины. Используют их для приготовления соков, компотов, варенья и джемов и сухофруктов.

Малина обыкновенная — кустарник, размножающийся, в основном, корневыми отпрысками. Побеги малины живут два года.

Малина

В первый год жизни у нее формируются длинные (до 1,5 м) вегетативные побеги. Они перезимовывают в безлистном состоянии и на втором году жизни образуют генеративные побеги, плоды и семена. Затем эти побеги отмирают.

Плоды малины имеют приятный сладкий вкус и обладают целебными свойствами. Их используют в свежем виде, варят варенье, сушат.

Садовая земляника — многолетнее травянистое растение, образующее крупные плоды с высокими вкусовыми качествами. Размножают ее столонами — усами. Родоначальниками многообразных сортов садовой земляники послужили два крупноплодных вида земляники, завезенных из Северной Америки.

Лекарственные и декоративные розоцветные растения. Из лекарственных розоцветных особое значение имеют шиповник, кровохлебка, калган. Шиповник — колючий кустарник. Наиболее известен шиповник коричный. Его плоды богаты многими витаминами, особенно витамином С.

Лапчатка прямостоячая, или калган

Кровохлебка лекарственная — многолетнее травянистое растение, высотой до 1 м. Она растет по лугам, кустарникам и опушкам. В корнях и корневищах содержатся различные вещества, помогающие при заболеваниях желудка.

Лапчатка прямостоячая (калган) — многолетнее травянистое растение, высотой 15–40 см. Произрастает в разреженных лесах, на лугах и полянах. Корневища используют при воспалительных процессах и желудочно кишечных заболеваниях.

Из декоративных растений в семействе розоцветных первое место занимают разнообразные сорта розы. Они выведены человеком из шиповника. Из лепестков некоторых сортов роз получают душистое розовое масло, используемое в парфюмерной промышленности. Декоративное значение имеют и кустарники — шиповник, боярышник, спирея.

Розы

Урок Биологии 7 класс Тема: «Семейство розоцветные. Шиповник.»

Главная > Урок

Урок Биологии 7 класс

Цель: формирование потребности получения новых знаний через чтение научной литературы и наблюдения за естественными объектами.

– познакомиться с типичным представителем семейства розоцветные на примере распространённого местного вида – шиповника;

– научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов;

– продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

– развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах;

– формировать практические умения;

– развивать любознательность, познавательный интерес к биологии.

– воспитывать самостоятельность и творческий подход в решении новых познавательных и практических задач;

– способствовать воспитанию у учащихся положительного отношения к учёбе, интереса к биологическим наукам.

Адресат: учащиеся 7 класса коррекционной VIII вида школы.

Краткая аннотация: При проведении урока используются различные методы обучения: – организация и осуществление учебно-познавательной деятельности словесно-наглядным методом, частично-поисковым методом, беседы;

– контроль и самоконтроль учебной деятельности: фронтальный, индивидуальный, взаимоконтроль;

– практический (выполнение лабораторной работы).

Оборудование: компьютер, презентация, таблица «Семейство розоцветных», разборная модель цветка, картинки, фотографии растений семейства «Паслёновые», «Розоцветные», «Бобовые» гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, посуда для плодов, препаровальные иглы, ножи, пинцеты, лупы.

Актуальность: Чтобы любить и беречь природу её нужно изучать и знать. В течение урока учащиеся знакомятся со строением цветка растения, его полезными свойствами – лекарственными и декоративными.

– проверить готовность учащегося к уроку. Учащийся класса подходит к столу по очереди вынимает из «чёрного ящика» полоску картона красного или зелёного цвета.

– предложить учащемуся витаминный напиток из растения, название которого он должен угадать. (Шиповник). На доске открывается тема урока.

II. Актуализация знаний

Учитель: Какое слово из названия темы тебе знакомо? (Двудольные). А теперь подумаем и скажем: с какими семействами класса двудольных мы с тобой уже познакомились? (Семейства паслёновые и бобовые). А чтобы вспомнить отличительные признаки растений этих семейств, поиграем в игру «Крестики – нолики».

Игра «Крестики – нолики»

Учитель называет семейство цветковых растений (паслёновое, бобовое). Затем раздаются листы со списком из 16 признаков. В пронумерованные (от 1 до 16) клеточки игрового поля ученик должен расставить крестики и нолики:

– крестик ставится, если признак относится к данному семейству

– нолик ставится, если признак к этому семейству не относится

Карточка со списком признаков семейств и классов цветковых растений

1. В семени две семядоли

2. Формула цветка О6Т6П1

3. Плод зерновка

4. На корнях клубеньки, в них живут бактерии

5. Плод ягода или коробочка

6. Параллельное или дуговое жилкование

7.Формула цветка Ч(5)Л(5)Т5П1

8. Плод семянка или орешек

9. Стебель соломина

10. Формула цветка Ч(5)Л1+(2)+2Т(9)+1П1

11. К растению какого семейства относятся слова: «Минздрав предупреждает…»

12. Формула цветка: Ч5 Л5 Т П

13. Соцветие початок, колос

14. Строение цветка: 2цветковые чешуи, 2 цветковые плёнки, 3 тычинки, 1 пестик

16. Мочковатая корневая система

Игра «Крестики – нолики»

Учитель демонстрирует слайды растений обоих семейств – учащийся даёт им названия. В заключительных показах слайдов, внимание учащегося ещё раз акцентируется на строении (формуле) цветка растений каждого семейства: бобовые Ч(5) Л(5) Т5 П 1

паслёновые Ч(5) Л1+(2)+ 2 Т(9)+1 П1

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – руками три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стулом тихо встать.

III. Изучение нового материала

Учитель: Переходя к рассмотрению сегодняшней темы, ещё раз ответим на вопрос: по какому же признаку разнообразные по внешнему виду растения принято объединять в определённые семейства. (Ответ учащегося). Объединяющим признаком для растений большинства семейств является строение (формула) цветка. Розоцветные в этом плане не исключения. Попытаемся определить формулу цветка розоцветных, рассматривая гербарные экземпляры побегов шиповника и проделав небольшую практическую работу.

Другие публикации с нашего сайта:  Фикус бенджамина вредители и болезни

Учащийся на гербарных экземплярах рассматривает цветки шиповника. Что можно здесь узнать о цветке. (Количество чашелистиков, количество лепестков, количество тычинок). Данные записываются в тетрадь. Неизвестными остаются сведения о пестике.

Учитель: Проделаем следующую практическую работу:

(Перед началом проводится инструктаж о безопасной работе с препаровальными иглой и ножом)

– предварительно размоченный плод шиповника разрежьте препаровальным ножом и рассмотри под лупой его внутреннее строение.

Что находится внутри плода?

Ответ учащегося: Семена (?)

Учитель: А теперь более внимательно с помощью лупы посмотрим на отдельное «семя». У него в верхней части имеется небольшой вырост.

Что напоминает? (Пестик). Но такой ответ детей маловероятен.

Учитель: Обратимся к экрану компьютера, на котором изображен цветок шиповника в разрезе. Какие части цветка можно различить? 5чашелистиков, 5 лепестков, много тычинок. А на месте, где должен находиться пестик, ученики обнаруживают, что пестик – не один, а много.

Учитель: Во что превращается пестик (завязь) после опыления?

Учащиеся: В плод.

Учитель: Вот и ответ. То, что ты принимал за семена, по определению, оказались плодами. Посмотри на следующий слайд, на котором изображено строение цветка. Учащийся на своих карточках подписывает названия частей цветка.

Правильность выполнения задания оценивает учитель.

Учитель: Главные части цветка (пестики и тычинки) располагаются на цветоложе, которое бывает: плоским, выпуклым и вогнутым. В случае шиповника, оно является вогнутым и участвует в образовании плода. То что, обычно, принимают за плод у шиповника, на самом деле является плодом ложным. Настоящие плоды находятся внутри разросшегося цветоложа и называются? (Орешки).

Поставленная задача решена. Формула цветка найдена, тип плода определён.

Смотрим на слайд, на котором написана формула цветка без указания количества его частей: Ч Л Т П

Учащийся вставляет в эту формулу количество чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков. После чего цифры появляются на экране Ч5 Л5 Т П

На следующем этапе урока учащийся рассказывает о лекарственных и декоративных свойствах шиповника (Домашние заготовки). На экране компьютера в это время – демонстрация слайдов с различными представителями рода шиповника. На столе в вазе стоит букет роз. Учитель говорит: «Разве у неё 5 лепестков?» (Учащийся отвечает – множество). Но почему же мы не написали и такую формулу цветка? (учащийся делает предположения, учитель исправляет ошибки и дополняет сказанное.) Дело в том, что у розы махровые цветки образуются благодаря видоизменению тычинок в лепестки. Настоящих лепестков у неё 5, а все остальные – видоизмененные тычинки. Такие махровые цветки появились в результате действий селекционеров.

В заключении учитель задаёт загадку:

На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Царицей цветов я зовусь,

На вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай

Почувствуешь, как я сильна.

IV. Оценка деятельности учащихся на уроке.

Шиповник является витаминным чемпионом среди других растений. По содержанию витамина С шиповник занимает первое место. Витамина С в его плодах в 10 раз больше, чем в чёрной смородине, в 100 раз больше, чем в яблоках и в 3-4 раза больше, чем в лимоне и облепихе.

Кроме витамина С, шиповник содержит витамины :

Шиповник высоко ценят в современной медицине. Богатые железом и витаминами плоды назначают при лечении авитаминоза, малокровия. Употребление плодов шиповника повышает устойчивость организма к инфекционным заболеваниям. Из плодов готовят лечебный препарат, который используют для лечения болезней печени. Масло шиповника используют для лечения ожогов, экзем и радиоактивных поражений кожи.

Шиповник используют с глубокой древности как декоративные кустарники благодаря множеству душистых цветков белого, розового и жёлтого цвета. Красивы и очень интересны красно-оранжевые плоды шиповника округлой, продолговатой и грушевидной формы. Шиповник хорошо приспосабливается к различным условиям. Он морозоустойчив, засухоустойчив, светолюбив и не слишком требователен к почвам. Высаживают кустарники по одиночке или в группе для создания живой изгороди.

Такие растения, которыми озеленяют наши города защищают воздух от загрязнения. Растения выделяют кислород, поглощают углекислый газ,

задерживают мелкие частицы пыли, которые могут попасть вместе с воздухом в наши лёгкие при дыхании. Зелёные насаждения увлажняют воздух, приглушают шум на городских улицах.

Необходимо беречь и охранять зелёные растения, как в природе, так и в искусственных посадках.

Краткий анализ урока с позиции коррекционной направленности.

-развивать логическое мышление: умение проводить анализ, сравнение, обобщение знаний о биологических объектах.

-формировать практические умения.

-развивать любознательность, познавательный интерес к биологии.

При проведении урока используются различные методы обучения: организация и осуществление учебно-познавательной деятельности словесно наглядным методом, частично поисковым методом, методом беседы.

-контроль и самоконтроль учебной деятельности: фронтальный, индивидуальный.

-практический (выполнение лабораторной работы).

Было предусмотрено задействовать зрительные и слуховые анализаторы. Коррекционная была запланирована на всех этапах урока.

Семейство Розоцветные

Число частей цветка у растений семейства розоцветные различно. Как правило, их цветок имеет 5 лепестков и 5 чашелистиков. Есть виды с тремя, четырьмя, шестью или большим количеством лепестков. Некоторые розы могут иметь даже до ста лепестков.

Тычинок в 2 – 4 раза больше, чем лепестков, но бывают цветки с одинаковым числом тычинок и лепестков.

Рис. 1. Диаграмма и формула цветка розоцветных.

Типичными являются следующие цветки:

  • Ч5 Л5 Т∞ П1 – яблоня;
  • Ч5 Л5 Т∞ П∞ – шиповник.

Цветки бывают как одиночные, так и собранные в соцветия:

  • простой зонтик (вишня);
  • метёлка (таволга);
  • кисть (черёмуха);
  • щиток (рябина).

Тип плода является одним из признаков семейства, хотя плоды розоцветных достаточно разнообразны:

  • костянка (абрикос, черешня);
  • яблоко (груша, рябина);
  • многокостянка (малина, костяника);
  • многоорешек (земляника);
  • многолистовка (спирея).

Другие признаки

Листья очередные, с прилистниками.

Семена не содержат эндосперм.

Стебель древесных розоцветных часто имеет шипы.

Многообразие розоцветных

В семействе объединены сто родов и примерно три тысячи видов.

По типу плода выделяют 4 подсемейства:

К спирейным относятся кустарники родов спирея и рябинник.

К розовым относят множество дикорастущих и культурных трав и кустарников:

  • лапчатка;
  • земляника;
  • гравилат;
  • таволга;
  • манжетка;
  • шиповник, или роза;
  • рубус.

Рис. 2. Дикорастущие розоцветные.

Плоды розовых различны. У земляники, таволги, шиповника и лапчатки это многоорешек, у манжетки – орешек.

Род рубус (Rubus) объединяет многие известные кустарнички с плодом многокостянкой:

Королева цветов

Розы издревле разводятся в странах Азии и Европы. На сегодня выведено уже около 30 тыс. сортов и форм роз.

Разведением роз занимались многие короли и великие полководцы. Французский император Карл Великий в 9 веке издал закон об обязательном разведении роз в замках и дворцах.

Рис. 3. Роза сентифолия.

Из роз получают ценное эфирное масло, используемое для производства духов и в лечебных целях.

В подсемействе яблонные объединены роды:

Все они имеют плод яблоко.

Яблоня, как и роза, издавна разводится людьми и количество её сортов постоянно растёт. Сегодня насчитывается около 10 тыс. сортов яблонь.

В подсемействе сливовые собраны растения с плодом костянка:

Многие растения семейства розоцветные используются человеком. Среди розоцветных есть:

  • плодово-ягодные культуры;
  • растения-медоносы;
  • декоративные;
  • лекарственные;
  • эфиромасличные.

Примерами лекарственных розоцветных являются:

  • репешок аптечный;
  • лапчатка прямостоячая (калган);
  • кровохлёбка лекарственная;
  • боярышник, и другие.

Древесина розоцветных

Все деревья и кустарники семейства низкорослые и потому их древесина не может широко применяться в строительстве или производстве. Но у многих розоцветных древесина имеет ценные свойства, благодаря которым используется в художественном промысле и в изготовлении бытовых предметов. Имеет ценность древесина:

Древесина боярышника очень прочная и при сгорании даёт много тепла, за что боярышник называют «огонь-деревом».

Абрикосовое дерево обладает своеобразными акустическими свойствами. Только из абрикоса изготавливают музыкальный инструмент армянский дудук.

В природе плоды и семена розоцветных являются кормом для множества видов животных.

Что мы узнали?

Мы дали общую характеристику семейства розоцветные. Среди других семейств класса двудольные розоцветные выделяются обилием культурных растений, особенно садовых. Цветок с пятью лепестками является основным отличительным признаком семейства. В семействе нет одного, характерного для большинства видов типа плода. Семейство делится на 4 подсемейства.

Семейство розоцветные (Rosaceae).

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

1.Семейство розоцветные, общая характеристика.

2.Подсемейство спирейные. Подсемейство розовые.

3.Подсемейство яблоневые. Подсемейство сливовые.

Подкласс Розиды (55.000)

Этот таксон включает 40 порядков и более 55.000 видов. Розиды включают в себя как достаточно примитивные, так и продвинутые порядки, связанные между собой промежуточными формами. По происхождению связан с магнолидами. Переходной формой является порядок камнеломковые. Подкласс считается столбовой дорогой эволюции двудольных покрытосеменных.

Семейство розоцветные (3,5.000)

Представители этого семейства распространены вне тропических областей Северного полушария и встречаются в разных фитоценозах. Жизненная форма: деревья, кустарники, травы. Строение цветков розоцветных не отличается высокой специализацией к насекомоопылению. Цветки актиноморфные и практически всегда пятичленные.

Характерная черта цветка – наличие гипантия – особого образования, сформировавшегося из разросшегося цветоложа и сросшихся с ним оснований чашелистиков, лепестков и тычинок. Форма гипантия может быть выпуклой, блюдцевидной, вогнутой. Гипантий защищает гинецей от факторов внешней среды. Вместе с тем он играет важную роль при образовании плодов. Он может разрастаться и участвовать в формировании мезокарпия и эндокарпия. Так сочная мякоть шиповника, яблони, груши, сливы является разросшимся гипантием. У растений из рода гравилат гипантий сухой, но по мере созревания семян он разрастается и выносит плоды над остатками околоцветника.

Другие публикации с нашего сайта:  Фрезия уход в саду

Кроме того гипантий обеспечивает связь с животными – распространителями плодов (экзо-и- эндохория).

Плоды розоцветных очень разнообразны по строению, что обеспечивает разнообразие способов распространения. Очень часто у розоцветных образуются сложные плоды и соплодия: многоорешек шиповника и земляники, многокостянка малины, яблоко у яблони и яблочко у рябины.

Совершенствование способов распространения – это одно из основных направлений эволюции внутри семейства.

Биохимические особенности розоцветных.

высокое содержание витамина С во всех частях растения, что свидетельствует о нормальном обмене веществ.

отсутствует неспециализированный вторичный метаболизм. Это проявляется в полном отсутствии алкалоидов и токсинов. Эфирные масла образуются редко, и они всегда имеют простой состав и строение (исключение род Роза)

Семейство розоцветные включает четыре подсемейства: спирейные, розовые, яблоневые, сливовые.

Подсемейство спирейные (180)

Это наиболее примитивное подсемейство, представленное кустарниками, реже деревьями и совсем редко многолетними корневищными травами. Цветки мелкие, собранные либо в метёлки, либо в кистевидные соцветия, либо в щитки. Лепестки венчика белые, реже – светло-розовые. Плод многолистовка (пятилистовка).

·

    Если в цветке много пестиков, то в качестве плодов образуются многоорешек (шиповник) или многокостянка (малина). Цветоложе при этом разрастается и у многих видов становится сочным (шиповник и земляника).

    У розоцветных, цветки которых имеют один пестик, развивается плод костянка (вишня, персик, слива, абрикос).

    Для семейства розоцветные также характерен плод типа яблоко (яблони, груши, рябины, боярышник).

    Чаще всего плоды распространяются с помощью животных.

    В семействе есть исключения. Так у лапчатки прямостоячей в цветке по четыре чашелистика и лепестка.

    Наиболее типичный представитель семейства розоцветные — это шиповник. По-другому он называется дикой розой, от него выведены сорта культурной розы (декоративные, чайные, масличные и др.). Цветки шиповника крупные, белые или розовые, у ряда видов с многочисленными лепестками, опыляются насекомыми. Стебли и листья покрыты шипами, защищающими от поедания животными. Сочные плоды шиповника не совсем плоды. Это разросшееся цветоложе цветка. Сам плод — это маленький орешек. В одном ложном плоде их много.

    Разросшееся цветоложе розы

    Общие признаки розоцветных. Шиповник.

    Столичный учебный центр
    г. Москва


    МОУ ОШ № 5 для обучающихся с ОВЗ

    Конспект открытого урока по биологии

    «Общие признаки розоцветных. Шиповник»

    Учитель биологии Чугунова И.К.

    Тема: Семейство Розоцветных. Общие признаки. Шиповник

    Цель: изучение особенностей строения розоцветных.

    -научить школьников выявлять главные признаки семейства Розоцветных;

    — раскрыть значение Розоцветных в природе и жизни человека.

    — способствовать коррекции недостатков психофизического развития учащихся;

    — совершенствование общеучебных и специальных умений;

    — развитие умения выделять главное и второстепенное, анализировать, сравнивать и обобщать.

    Создать условия для формирования позитивных качеств личности (дисциплинированность, взаимопомощь, товарищество, доброта)

    Формировать эмоционально- ценностное отношение учащихся к процессу изучения биологии через удивление, восхищение, занимательность

    Методы : Словесный (беседа, рассказ, объяснение), наглядный, практический.

    Оборудование: Учебные принадлежности, мультимедийная презентация, картинки с изображением представителей семейства.

    Орг. момент. Приветствие.

    Настрой учащихся на занятие: дерево эмоций. На ветвях лица с различным изображением эмоций Учитель предлагает выбрать лицо, эмоция которого будет помогать работать на уроке (эмоция радости).

    Учитель: «накопление знаний подобно росту дерева», я надеюсь, что на этом уроке мощный ствол биологических знаний каждого из учеников прирастет новой веточкой знаний о совершенно удивительном семействе растений, а что это за семейство давайте будем знакомиться вместе.

    Исправь ошибки. На доске написаны термины с ошибками: Царство Растиния, отдел Цвятковые, клас Двудольныя,.

    Определите признаки двудольных растений и признаки однодольных растений. Заполните таблицу.

    Признаки однодольных и двудольных растений .

    Основные признаки класса

    Кол-во семядолей в зародыше.

    Определите по представленным слайдам, к какому семейству относится данная группа растений.

    — Назовите изученные растения, относящиеся к классу Однодольные.

    — Назовите изученные растения, относящиеся к классу Двудольные.

    Другие публикации с нашего сайта:  Синяя роза саженцы

    Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы познакомимся с новым семейством цветковых растений. Это семейство относится к классу Двудольных.

    — Посмотрите на это растение. — Кому оно знакомо? Назовите.

    Розу называют царицей цветов. Разве есть на свете цветок пленительнее и благоуханней розы?

    Поэты всех времен и народов не устают воспевать розу.

    Нет в мире ничего нежней и краше,
    Чем этот сверток алых лепестков,
    Раскрывшийся благоуханной чашей.
    Как он прохладен, холоден и чист
    Глубокий кубок, полный аромата

    Как дружен с ним простой и скромный лист,
    Темно-зеленый, по краям зубчатый.
    За лепесток заходит лепесток,
    И все они своей пурпурной тканью
    Струят неиссякающий поток
    Душистого и свежего дыханья. »
    С. Маршак

    Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви — из морской пены, и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.

    Любовь к розам в древности была столь велика, что розы дарили самым дорогим гостям, венком розы украшали невесту, а путь молодым осыпали лепестками роз, розы бросали к ногам победителей.

    Роза – растение культурное. А предком всех культурных сортов роз был дикорастущий шиповник. Научное название шиповника – роза. Оно послужило основой для названия всей группы – Розоцветные.

    — Ребята, откройте тетради, запишите название новой темы урока: Розоцветные. Шиповник.

    Семейство Розоцветных насчитывают более3000 видов.

    Вот некоторые из них

    (Демонстрация слайдов) –ответы детей

    1. Хоть прячется Алёна 2. В сенокос – горька,

    За веточкой зеленой, А в мороз – сладка.

    Но красная щека Что за ягодка? (Рябина)

    Видна издалека (Яблоня)

    3. Будто снежный шар бела, 4. Царицей цветов я зовусь

    По весне она цвела, На вид я прекрасна, нежна

    Нежный запах источала. Но тронешь меня невзначай

    А когда пора настала, Почувствуешь, как я сильна (Роза)

    Разом сделалась она

    Вся от ягоды черна (Черёмуха)

    5. Вкус у ягоды хорош, 6. Долгоножка хвалится:

    Но сорви ее, пойди-ка: — Я ли не красавица?

    Куст в колючках, будто ёж, — А всего-то — косточка

    Вот и назван … (Ежевика) Да красненькая кофточка (Вишня)

    7. Я капелька лета на тоненькой ножке 8. Бусы красные висят,

    Плетут для меня кузовки и лукошки Из кустов на нас глядят

    Кто любит меня, тот и рад поклониться Очень любят бусы эти

    А имя дала мне родная землица (Земляника) Дети, птицы и медведи

    9. На сучках висят шары –

    Посинели от жары (Слива)

    Учитель . Молодцы Семейство это – богатое и знатное Многие ее представители славятся на весь мир и любимы народом. Семейству Розоцветных присуще большое разнообразие жизненных форм. Давайте, теперь определим, к каким жизненным формам относятся растения семейства розоцветные?

    (Какие растения данного семейства бывают по внешнему виду?) — деревья, кустарники и травы. (запись в тетрадь)

    Задание. «Дерево, кустарник, трава»

    Выполняют в группах. На столах комплекты картинок растений разных жизненных форм изучаемого семейства; ученики делают выбор и прикрепляют к доске к подписям «дерево», «кустарник», «трава»

    На доске: дерево- яблоня, абрикос, черемуха, вишня, груша

    Кустарник- шиповник, малина, ежевика

    Трава — Земляника, лапчатка, гравилат

    Учитель: Все растения, перечисленные вами не очень похожи друг на друга, но почему же их относят к семейству Розоцветных? (ответ ученика)

    Объединяющим признаком для растений является строение (формула) цветка.

    Розоцветные в этом плане не исключения. Попытаемся определить формулу цветка розоцветных

    Обратимся к экрану компьютера, на котором изображен цветок шиповника в разрезе. Какие части цветка можно различить?

    -Сколько чашелистиков? 5чашелистиков,
    -Сколько лепестков венчика? 5 лепестков,
    -Сколько тычинок? много тычинок.
    -Что можно сказать о пестике? а на месте, где должен находится пестик, ученики обнаруживают, что пестик – не один, а много.

    -Для того, что бы не писать в формуле слово много существует знак: (показ учащимся) ∞. В математике и физике этот знак обозначает бесконечность, а в биологии обозначает слово много.

    Какая формула цветка получается? (спросить ученика)

    (прикрепляется на доске)

    Учитель : Посмотрите на следующий слайд, на котором изображено строение цветка шиповника.

    Учитель : Во что превращается пестик(завязь) после опыления?

    Учащиеся : В плод.

    Учитель : Главные части цветка (пестики и тычинки) располагаются на цветоложе и участвует в образовании плода. То что, обычно, принимают за плод у шиповника, на самом деле является плодом ложным. Настоящие плоды находятся внутри разросшегося цветоложа и называются? (Орешки).

    Учитель: На доске у нас прикреплены изображения плодов растений данного семейства. Рассмотрите их. Давайте назовем их Что вы заметили? (Разные плоды)

    Какие плоды имеют растения семейства розоцветные? (запись в тетрадь) – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко

    На слайдах — картинки растений семейства розоцветные

    У каждого ученика на столе –таблица с названиями основных частей растения) – ответ учащихся с записью в тетрадь

    -Какова корневая система у всех растений семейства двудольных?

    Стебель у шиповника прямостоячий, а у некоторых представителей розоцветных бывает ползучий.

    — Какое жилкование листьев у всех двудольных растений? (сетчатое)

    — Соцветие — одиночные цветки у шиповника, а бывают разные соцветия.

    — Плод шиповника имеют вид ягод с красной мякотью, его принято

    называть ложный плод или ложная ягода — новое понятие на доске — хором

    А настоящие плоды — орешки- новое понятие на доске — хором, они находятся внутри ложной ягоды.

    -Так как же называются настоящие плоды шиповника?

    -Посмотрите, у вас на карточке ложная ягода в разрезе, и внутри плоды — орешки. Внутри каждого созревает одно семя.

    — Сколько в семени двудольных растений семядолей? (две, запишите в таблицу.

    Формула цветка Л5 Т∞ П1 , Ч5 Л5 Т∞ П

    Тип плода (костянка, яблоко , семянка)

    Таблицу вложите в тетрадь. Дома вклеить таблицу в тетрадь.

    Раз – подняться, потянуться.
    Два – согнуться, разогнуться.
    Три – руками три хлопка.
    Головою три кивка.
    На четыре – руки шире,
    Пять – руками помахать.

    Представителем данного семейства — шиповник.

    Типичный представитель семейства – шиповник (дикая роза).

    Изучено 120 видов шиповника, а у нас встречается около 60 видов.

    Шиповник называют «копилкой витаминов». Его плоды содержат витамины: C, K, PP, A. Шиповник издавна используется в фармакологии, в цветоводстве

    Описание шиповника обыкновенного

    Жизненная форма (трава, кустарник, дерево )

    Характер стебля ( прямостоячий , вьющийся, ползучий)

    Листорасположение ( простые, сложные)с черешком, жилкование сетчатое параллельное

    Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П

    Откройте учебник стр. 153 синяя рамочка

    Задание 1 (и ндивидуальная работа учащихся с информационной картой)

    Подчеркнуть названия тех растений, которые относятся к семейству Розоцветные:

    яблоня, черёмуха, капуста, вишня, слива, редис, пастушья сумка груша, абрикос, рябина, малина, земляника, шиповник, роза

    (проверка выполненного задания учениками – самооценка учащихся)

    Выпишите номера растений, относящихся к семейству Розоцветные.

    2. Малина обыкновенная.

    4. Капуста белокочанная.

    5. Горох посевной.

    7. Слива домашняя

    8. Груша обыкновенная.

    10. Земляника лесная.

    Объясните, почему эти слова написаны вместе

    — Земляника, малина, гравилат, манжетка ( семейство Розоцветные ).

    — шиповник, черемуха, томат , вишня

    (растение семейства Пасленовые среди Розоцветных);

    — Кристина, загадает загадку, а вы ребята, отгадайте о каком

    Царицей цветов я зовусь,

    на вид я прекрасна, нежна.

    Но тронешь меня невзначай

    Почувствуешь, как я сильна. (Роза)

    -Вспомните формулу цветка розоцветных.

    Но с семейством розоцветных мы не прощаемся, так как будем знакомиться с представителями этого семейства на следующих уроках.

    Подготовить сообщение о значении розоцветных.

    Всем – зарисовать шиповник или розу.

    Похожие статьи:

    • Суглинок выращивание Батат: посадка, выращивание сладкого картофеля и его полезные свойства Ботаническое название – батат, сладкий картофель (Ipomoea batatas) – клубнеплодное растение, род Ипомея, семейство вьюнковых. Выращивается в странах с тропическим и субтропическим […]
    • Вишня сорт маяк Описание о фото вишни «Маяк» Сорт вишни «Маяк» выведен в 1974 г. путем скрещивания мичуринских сортов. Основатели: С.В Жуков и Н.И.Гвоздюкова. Вишня «Маяк» – кустовидное дерево высотой до 2 м. Крона широкая, округлая, раскидистая. Облиствленность средняя. […]
    • Роза без укрытия Роза без укрытия Здесь собраны те сорта, которые могут зимовать в Подмосковье без укрытия. В основном это гибриды альба, ругоза, спиносиссима, зимостойкие сорта канадской и американской селекции, старинные зимостойкие сорта и т.п. Сразу оговорюсь, что под […]
    • Традесканция трехцветная компактная Традесканция садовая Даже самый неискушенный цветовод, скорее всего, знает традесканцию, но чаще в качестве комнатного растения. Но есть в роду традесканций и садовый вид, вполне способный к зимовке в наших российских условиях. Традесканцией садовой обычно […]
    • Маска с листьями алоэ Алоэ для лица и для волос. Маски из алоэ Загибаем пальцы: 1. Красивую, гладкую, сияющую кожу 2. Полные жизни, блестящие волосы 3. Омолаживающий эффект 4. Избавление от несовершенств (алоэ эффективен при угревой сыпи) 5. Профилактика от морщин - […]
    • Растения лещина Дерево лещина обыкновенная Общие сведения о растении Ботаническое название: Лещина обыкновенная (Corylus avellana) – род Лещина, семейство Березовые. Родина лещины обыкновенной: Европа. Освещение: тенелюбива. Почва: влажная, плодородная, рыхлая. Полив: […]