26 февраля 2018 г.
Петербургская осень… Почему вдруг именно это время года? Но вспомните Болдинскую осень, «Осень» Шевчука, которая звучала на открытии выставки, осень Матисса… Время собирания плодов. Петербургская? Но ведь там – Академия, ядро, центр. Да и проект удивительного дома, где проходит выставка – это петербургский проект, выбранный купцом Игнатовым для далекой Сибири… Для культурно-промышленной революции в Сибири…
Выставка – это десятки работ. Детские работы, фотоработы, живопись.
Работы Динары Апасовой отличаются не встречающейся у других тюменских художников особенностью: она не разлагает композицию на элементы и в то же время не «создает кумира» из предметов, их равноправность словно останавливается у некоей черты, за которой это все будет постепенно переходить в плоскость декоративного и далее – в плоскость декоративно-прикладного формата.
Интересно именно это приближение. В натюрморте «Сумерки»бумага, гуашь, 2009г. художница буквально купается в этой равноправности, творит из нее музыку, рефлексирует.
Этому собственному устремлению помогает единая среда, созданная цветовым ограничением, в данном случае решающим множество задач.
Работа в результате изысканна, и в стеновой композиции смотрится главной, оттеняемая еще одной работой Д. М. Апасовой — «Тихая жизнь», х.м., совершенно другого плана, резкой, немечтательной, добротной и скроенной с силой, а также женским портретом Натальи Пастухановой и работой Пастухановой «Двое».
Работа «Двое» Натальи Пастухановой так же складывается из слоев и наслоений и тоже является этапной для творчества данной художницы.
Но это рефлексия несколько иного плана.
Сдержанный, тонкий, светящийся колорит – и неожиданная смелость в передаче планов: это узнаваемые особенности стиля Пастухановой, у которой в живописи прорывается вечная жажда крупного рисовальщика..
Пастухановой трудно сдерживать жажду игры с планами, и в любой живописной композиции, в любом обращении к живописи, которое у нее отличается вежливостью, она проявляется как мастер с особенным чувством формата.
Особенно ярко это проявляется, например, в шедевре «Печка». Простота подачи завораживает. Ясность, честность, детская нетронутость. И в то же время вполне определенный мир со своими законами, в который как будто заглядывают солнечные зайчики, замирая на вмурованных навечно пластах пространства.
Из работ Кунгуровой на выставке «Петербургская осень»подобным отношением к действительности наделена работа «Осеннее настроение» (2017), в которой мы также ощущаем взаимопроникновение пластов света, но только они как будто собраны в пучок, и художница передает свое восприятие знакомого мира через эту вязь.Наблюдается это качество и среди работ Динары Апасовой: «Когда деревья были большими …», 2012. Однако выражено более ёмко и трепетно.
Из работ Ольги Демковой на выставке «Петербургская осень» выделяется натюрморт «Осень», 2017 (50х60). Попробовав себя в копийном мастерстве, художница абсолютно не сковывает себя, не сдерживает своих чувств к предметам, и материальность в блеске либо в мягких переходах достигает накала.
Научный консультант музея «Царская пристань»
Косполова Наталья Эмильевна