В конце московского курса Кристы Куган, о котором я писала ранее, нам с ней удалось побеседовать. Некоторые вопросы мы обсудили заранее в переписке, некоторые возникли в процессе беседы… Потом следовали доработка, уточнения, сверка перевода…
В итоге возник вот такой текст интервью замечательного профессионала в области движения и танца.
Криста, что такое «креативный танец»? Для детей… Для взрослых…
Креативный, или элементарный, танец начинается с опыта физического осознавания и исследования танцевальных элементов посредством четко структурированной импровизационной игры. Ребенка не обучают какому-то определенному стилю или технике (как в случае с балетом, джазом, хип-хопом, буто или африканскими стилями) или определенным танцам (из народных традиций), а его приглашают открывать индивидуальные пути выражения идей, мыслей и чувств посредством движения и таким образом развивать персональный кинестетический почерк. Естественные движения детей, такие как бег, скакание, прыгание, падение, наклоны, кружение и танцевальные параметры, такие как темп, размер и сила исследуются во всем их выразительном, коммуникационном разнообразии.
Я вижу преподавание движения и танца взрослым в Орф-Шульверк контексте как трехаспектный процесс:
- Я думаю о двигательном/танцевальном содержании и стараюсь быть такой ясной в моей последовательности действий, какой я могу; убедительной в моем знании; но при этом способной и страстно стремящейся распространять это знание. Я стараюсь быть посредником музыкально-двигательного опыта.
- Я думаю о базовых психологических потребностях взрослых участников и стараюсь обращаться к ним в течение моих занятий. Это включает потребность в автономии, во взаимоотношениях, в чувстве компетентности и достижения. Здесь мои задачи — распознать индивидуальности и потребности и вместе с тем быть способной связать их с группой. Могу я проницательно увидеть, что кто-то делает хорошо? Могу я дать верную похвалу?
- Я думаю об артистическом процессе. Артистический процесс – это процесс, в котором не все известно в начале. Это эволюция открытия, удивление, неопределенность и удовольствие. Могу я отказаться от контроля в нужные моменты? Могу я помочь участникам понять, что красота (или мы можем назвать это подлинностью или честностью) имеет много выражений, лиц и таким образом помочь расширению эстетического восприятия? Я предлагаю достаточно возможностей исследовать воображаемые миры через тело?
Как ты думаешь, какова роль раннего двигательной и танцевальной импровизации для детей от года до семи лет?
Лидия Герхадт, исследователь раннего обучения, писала, что «движение тела – это фундамент мышления. Оно происходит из и способствует чувственному восприятию, образности и мысли» (из ее книги «Движущийся и Познающий: Маленький ребенок ориентирует себя в пространстве», Прентис-Холл, 1973;Moving and knowing: The young child orients himself in space Prentice-Hall 1973). Дети – кинестетические ученики; комплексная взаимозависимость их физического, когнитивного и эмоционального роста неотъемлимо связана с движением. Танец способствует дополнительным аспектам творчества, самовыражения и эстетического восприятия.
А какова роль родителей в раскрытии двигательного и танцевального потенциала детей от года до семи?
У меня нет опыта работы с маленькими детьми и родителями на танцевальных занятиях.
Но вот что я думаю об этом. Развитие, которое начинается в раннем детстве – например,
взаимодействие между родителями и детьми, или между детьми и… другими детьми,
и затем процесс взаимоотношений – так, ребенок покидает своё – «я, я, я, я» и
взаимодействует с родителями, братьями и сестрами, другими людьми по соседству;
самоосознание и самооценка, движение и игра – начинаются с родителями.
Действительно ли то, как двигаются родители, качество их движения, важны для ребенка?
Конечно, это важно. Но это не первостепенная важность.
Движение, о котором мы говорим, это движение отца, который подбрасывает своего младенца или ребенка 3 лет в воздух и ловит его; или родителя, который раскручивает ребенка вокруг или того, кто ловит ребенка, когда он спрыгивает с кровати. Или бежит быстрее и быстрее с ребенком. Я не думаю, что качество также важно как аспект взаимоотношений, которые родители строят с их ребенком….
Вместе с тем, открытость родителей к движению и к игре с их ребенком – это первостепенная важность. Ритмическая игра; танец под музыку с ребенком; отклик на естественный голод их ребенка к движению, также как и способность «читать» – что значит, понимать и поощрять – выразительное использование ребенком его тела, поддерживать вместе развитие моторных навыков и координации. Существенно, что это также поощряет их ребенка чувствовать свое собственное тело, быть в собственном теле. И это начало танца!
Как ты думаешь, что в наибольшей степени способствует раскрытию креативности ребенка в музыке и танце?
Я думаю, что это может быть миллион вещей: наличие хорошего учителя, поддержка родителей и обстановка, в которой ребенок не чувствует голода. Природная склонность. Психология, физиология и социология вместе оказывают комплексное влияние и, безусловно, причина сложнее, чем просто наличие действительно хорошего танцевального педагога.
Криста, как, по твоему опыту, креативный танец и двигательная практика влияют на жизнь человека в целом?
В моем опыте у меня огромное количество людей – танцоров-любителей – кто говорил мне после курса или мастер-класса: танец изменил мою жизнь. Возможно, они бы не почувствовали это после прохождения традиционного балетного мастер-класса. Креативный танец может быстро достичь глубоких слоев внутри человека, потому что техника не стоит на первом плане в данном опыте.
Некоторые люди, тем не менее, не любят танцевать. Некоторые дети не любят двигаться, танцевальный процесс. Я всегда думала, что каждый хочет играть музыку, каждый хочет танцевать. Я больше не думаю, что это правда. Я видела детей, для которых в действительности было бы более предпочтительным оказаться на улице и лазить по деревьям, чем играть на музыкальном инструменте. У каждого есть вещи, которые он любит; не должно быть универсального опыта трансцендентности или опыта глубокого потрясения только через искусство или конкретно через музыку или через танец.
С точки зрения заключительной части твоего вопроса о «двигательной практике»: оно огромно. Сенсорно-двигательное обучение – это часть нашей траектории развития, и, как я упоминала ранее, большинство детей обучаются кинестетически. Теория Пиаже утверждает, что особенно маленькие дети познают мир посредством информации, которую они принимают своим телом. Позднее в их развитии это будет тем, что станет основой для абстрактного мышления.
А вообще, возможно ли определить и развить танцевальную индивидуальность каждого ребенка в течение групповых занятий?
В Орф-Шульверк подходе каждый ребенок имеет ее или его собственную роль. Это то, что они не всегда играют одно и то же или танцуют одно и то же и в одно и то же время. Кто-то играет бурдон; кто-то играет украшение; кто-то играет мелодию. Что-то, что они создают или помогают создавать, интегрируется в часть общей идеи, которую мы развиваем в течение одного занятия или на протяжении нескольких тем. Это помогает детям понять, что они важны и незаменимы. Их вклад важен и они развивают чувство ответственности. Кроме того, в то же самое время, каждая индивидуальность – это часть группы и имеет возможность развиваться и расти внутри группы. Внутри группы они оказываются перед вызовом выходить за пределы своих собственных границ.
Как ты видишь — какова роль общего музыкального развития ребенка или взрослого в креативном танце?
Всеобъемлющая цель моей работы с детьми – позволить им почувствовать музыку в их теле. Элементарный танец предлагает широкий доступ к осознанию взаимоотношений между движением и музыкой – он помогает получить это чувствование. Дети обнаруживают параллели в идеях формы и структуры, будь это мельчайшие структурные блоки, фразы, АВ форма или расширенная рондо форма. Они протягивают мостики между музыкальными и танцевальными параметрами, такими как краска тона и качество движения или высота и двигательные уровни. Музыка начинает быть понятной на аналитическом уровне. Такие понятия, как легато и стаккато или акценты, также как и качественные структуры, понимаемы детьми через мышцы. Но, конечно же, дети также реагируют на ритм и на сильное атмосферное напряжение музыки. Их чувства разбужены, их воображение стимулируется и такая музыка усваивается на эмоциональном и ассоциативном уровнях. Дети учатся интерпретировать музыку — не визиализировать ее – в их собственной индивидуальной эстетической и физической манере.
Сегодня мы работали с АВ формой в «Аквариуме» (пьеса К. Сен-Санса стала итоговой общей танцевальной композицией во 2ой день курса — прим. пер.) – пример, который я также исследую с детьми. Через движения, которые они сами придумывают, используя простые параметры – шепот, прыжки, парение, например — они начинают осознавать это в своем теле и в музыке – без задействования тебя, учителя, который мог бы записать или показать это. Опыт в теле. Они понимают через танец; они понимают очень чувственно и очень физиологично, что значит форма. Они проводят параллели между различными музыкальными параметрами, теми, о которых мы говорили сегодня – высоко и низко, сильно и мягко, стаккато – легато.
На сегодняшний день в моем представлении импровизационный танец и танец с готовыми движениями и формами далеко отстоят друг от друга, можно сказать, что два противоположных полюса… Как осуществляется переход от импровизируемого танца к обучению в каком-то определенном танцевальном стиле?
Я не знаю настолько много… но я думаю, что необязательно должен быть переход.
Импровизация не исключена из танцевальных стилей с фиксированными движениями. И даже сейчас в балете, в профессиональном балетном обучении и в профессиональных балетных коллективах, танцоры должны уметь импровизировать. Если они не могут импровизировать, они никогда не достигнут вершин в своей области. Сегодня, хореографы, те, кто делает постановки для высокопрофессиональных коллективов, испытывают необходимость в импровизации, они хотят, чтобы у танцоров были собственные идеи и чтобы они были компетентны во всем многообразии стилей движения и также были компетентны в соединении и связывании их вместе, что часто происходит через импровизацию. Так что я не думаю, что это должно быть разграничено. Но, безусловно, импровизация – это как стартовая площадка; креативность с точки зрения структурного танца в начальном танцевальном обучении и в небольшой хореографии – она открывает умы детей, задает им вопрос, дает им.. (говорит, говорит, ждет секунду) – моя сила не срабатывает, позволь мне увидеть, что еще я могу сделать, чтобы работа была лучше, позволь мне импровизировать и попробовать другой путь и позволь мне увидеть, могу ли я, через импровизацию, выйти на правильную дорожку.
А сложно ли ученикам изучать фиксированные движения?
Это зависит, я думаю, от учителя, и от того, какова цель…Много занятий, которые начинаются с импровизации; это очень структурированные импровизации, которые затем входят в последовательность двигательного материала.
Это зависит от учителя или обучающей ситуации?
Да, это зависит от преподавателя или курса. Некоторые импровизационные занятия начинаются с импровизации, но те импровизации затем ведут как-то к материалу, который или исходит от человека (ведущего) или ведет…это подход классов по современному танцу, импровизационный подход. Вы можете учить танцевально-двигательный материал и шаги, показанные учителем и затем вас могут попросить импровизировать на это и вас могут попросить импровизировать на определенное количество ударов пульса или определенное количество времени. И затем вы возвращаетесь к двигательному материалу. Такое часто происходит на многих занятиях, на профессиональных занятиях по современному танцу. В хип-хопе импровизация также необходима. «Хорошо, попробуй изобразить это..как мы можем сделать это? Хмм, давай попробуй это». Это также импровизация. Так может и не быть, что импровизация занимает много времени в классе или импровизация существует ради себя самой, но это импровизация ради того, чтобы находить двигательный материал.
Криста, как ребенок может естественно войти в танцевальный процесс с готовыми движениями, формами и репетициями?
(Поёт) Вот почему на необходимы люди, работающие с маленькими детьми!!! И люди, которые имеют квалификацию для работы в креативном движении с детьми от года до трех. Как трехлетний ребенок учится что-либо делать? Я имею в виду, конечно, что ребенок всегда учится чему-либо через имитацию, но трехлетка хочет так! и так! и так! (показывает своим телом разные формы и фигуры).. Так что учитель, который мотивирован и знает, может взять это и работать с этим, вместо того, чтобы говорить: «Хорошо, сейчас мы делаем танец, станьте все вместе, держитесь за руки». Но, и в формах, где есть готовые движения и репетиции, учитель также должен быть способен импровизировать; учителю должно быть комфортно во время работы с движением; учитель должен иметь словарь креативного танца; он должен видеть, что дети предлагают, брать это и работать с этим, распознавать, что там есть и говорить: «О, Боже, смотрите все на тебя! У тебя такие восхитительные идеи! Продолжай, я думаю, нам следует поработать с этим, это так чудесно!». Затем ты проводишь всех посредством своих наблюдений к следующему уровню двигательных умений, фокусируясь на них, зная детей в группе. Вот путь, который ведет к созданию групповой работы и ведет к готовым формам или шагам.
Москва, март 2016
Беседовала и переводила Н. Светличная
P.S. Благодарю Кристу Куган за последовательную и принципиальную работу над аудиоматериалом интервью!
P.P.S. Благодарю Льва Хохрякова за вычитку перевода и его корректировку!