МИХАЛЕВА Н.Н.,
МАУ ДО «Детская школа искусств «Гармония» г. Тюмень
ВАСИЛЬЕВА И.В.,
к.психол. н., ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» г.Тюмень,
Деятельность педагога дополнительного образования в музыкальной школе в настоящее время требует нового подхода, нежели раньше.
Начиная с 90-х годов у школ дополнительного образования, появились возможности реализовать творческие проекты. Система дополнительного образования стала проявлять стремление к построению вариативных, личностно-ориентированных образовательных программ. Многие учреждения дополнительного образования в экспериментальном порядке разрабатывали программы для детей дошкольного возраста и внедряли их в учебный процесс. С другой стороны также появилась потребность и у родителей детей дошкольного возраста развивать своего малыша с более раннего возраста. Но, появилась проблема, связанная с разработками методов, методик, репертуара для детей дошкольного возраста. Программы для детских садов не отвечали целям и задачам программ для дошкольников в учреждениях дополнительного образования.
Активизация интереса родителей к раннему развитию детей и появление в мировой практике разнообразных форм работы с детьми-дошкольниками, привели к тому, что в музыкальных школах открываются отделения для детей 3-7 лет. Общей задачей педагогов таких отделений не является обучение детей профессиональной игре на инструментах, профессиональному вокалу, а общее гармоничное развитие личностной и когнитивной сферы ребенка музыкальными средствами. Трансформация привычных для педагога целей приводит к тому, что возникает необходимость в изменении коммуникативных, личностных, поведенческих шаблонов педагога в построении занятия. Необходимость ориентации на возрастные особенности детей возникает буквально на каждом году обучения, учитывая динамику развития и становления их психологических характеристик.
От педагога требуется выстраивать процесс обучения и развития и с ориентацией на особенности предметного материала и на психолого-возрастные особенности детей. В частности, занятия проходят в динамической форме: дети активно двигаются, перемещаются по классу, взаимодействуют друг с другом, педагогом и родителями, выполняя содержательные задания на развитие и формирование отдельных элементов музыкальных способностей. Групповая работа организована в пространстве без парт и столов, чтобы не возникало пространственных и коммуникативных барьеров между участниками взаимодействия. В рамках занятия используются приемы, актуализирующие все ведущие репрезентативные системы: визуальную, аудиальную, кинестетическую.
Все занятия проводятся в форме сказки — это является главным компонентом для восприятия музыки, который раскрывает смысл и важность определенных знаний.
Дети знакомятся с произведениями народного, классического и современного репертуара, доступного детям по содержанию. Детям 5 лет предлагается слушать фортепианные циклы, сюиты, фрагменты балета. Данный репертуар основан на особенностях ощущений, внимания, восприятия, представлений, воображения дошкольного возраста. Крупные произведения прослушиваются по фрагментам, каждый раз напоминая музыку предыдущего занятия.
На каждом занятии, слушая музыку, дети выполняют задания с различным материалом: песок, гречка, манка, краски, нитки, фольга, пластилин, тесто, бобы, ракушки. Продуктивны коллективные проекты: фотоколлаж, рисование, декупаж и др. Все виды работы стимулируют дошкольников с интересом слушать, чувствовать, представлять, воображать музыкальные произведения. Это влияет на процесс совершенствования произвольного слухового внимания и ощущений (мелодического, гармонического, метро-ритмического, тембрового слуха), слуховой памяти и словесно-логического мышления в дошкольном возрасте
Но самое главное – это изменение коммуникативной установки педагога во взаимодействии с детьми и их родителями, ориентация преимущественно на их особенности в освоении основ музыки.
Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребёнка, а также помогает выявлению детей, обладающих высоким уровнем музыкальных способностей.
Нами были выделены, ориентируясь на исследования В.П. Анисимова (2004), показатели музыкальных способностей, которые стали являться задачами развивающей программы для детей 4-5 лет: развитие метро-темпа-ритма; развитие чувства ритма, развитие звуковысотных ощущений, развитие интонации, развитие гармонического слуха, развитие динамического слуха, развитие тембрового слуха, развитие эмоциональной отзывчивости.
Была разработана развивающая программа для детей 4-5 лет, которая основывается на следующих принципах:
— специфика развития музыкальных способностей в группах определяется возрастными особенностями в развитии и восприятии у детей дошкольного возраста;
— проведение занятий в форме тренинга, каждое из которых состоит из следующих блоков: разминка, рабочая часть, процедура завершения;
— предметы СОЛЬка, игры звуками, арт-урок имеют каждый ярко выраженную специфику, внутреннюю логику последовательного прохождения материала;
— занятия построены на основе сюжетов народных или авторских сказках — это является главным компонентом для восприятия музыки, который раскрывает смысл и важность определенных знаний;
— работа по всем предметам строится по концентрическому принципу: отдельные темы изучаются не поочерёдно, а в течение всего года;
— используется на всех предметах игровая форма работы, которая является ведущей деятельностью дошкольников.
Одна из главных форм занятий является интегрированный урок «Музыкальная гостиная», который проводится 7-8 раз в учебном году. На занятии дети знакомятся с различными музыкальными инструментами (аккордеон, балалайка, виолончель, саксофон и др.), музыкальными произведениями, импровизируют вместе с родителями на ритмических и мелодических инструментах, танцуют коммуникативные игры-танцы, выступают с инструментальными и хоровыми номерами.
Контроль над степенью овладения музыкальными навыками осуществляется в как процессе каждого занятия, так и на интегрированном уроке «Музыкальная гостиная». Потребность в признании в дошкольном возрасте проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений. В этом возрасте чрезвычайно важно поддержать ребёнка.
На занятиях существует система поощрения за активное участие в творческом процессе: вербальная, невербальная, мотивационная, предметная (в музыкальных дневниках дети получают «мотиваторы», например, картинки с музыкальными инструментами и др.).
Такого рода формы занятий требуют от педагога работы в творческом ключе, но при этом сохраняется важная методическая часть, позволяющая дать основу музыкальной грамоты и развить музыкальные способности и гармонизировать личностное развитие в целом.
В основе программы лежит подход всемирно известного педагога и композитора К. Орфа (Гудкин Д., 2013), методические разработки кандидата искусствоведения, доцента МПГУ г. Москвы Т.Э. Тютюнниковой [4, 5, 6]. В программе также использован накопленный опыт от зарубежных коллег с международных орф-семинаров Йохана Остерлинга, Бюнстрём (Швеция); Моники Пуллеритс (Эстония); Чиро Падуано (Италия); Вернер Бейдингер (Германия); Йёс Вуйтак (Бельгия) и др.
Проводимая опытно-экспериментальная работа дала возможность оценить эффективность инновационной педагогической работы.
В исследовании принимали участие дети 4-5 лет, обучающиеся в МАУ ДО «ДШИ «Гармония» г. Тюмень на отделе музыкально-эстетического воспитания детей 3-7 лет. Исследование проводилось в форме лонгитюда, и длилось в течение 2013 — 2014 и 2014 — 2015 учебных годов. Общее количество испытуемых 81 человек. Из них начальный этап эксперимента прошли 81 человек, на этапе формирующего эксперимента участвовал 21 человек. В работе использовались метод наблюдения, метод экспертной оценки, психолого-педагогический тренинг (программа «Развитие музыкальных способностей детей 4-5 лет»), методы математической статистики для обработки полученных данных.
Также использовались методики, которые оценивали формирование музыкальных способностей: тесты В.П. Анисимова «Скакалка — часы», «Кот и котенок», «Гармонические загадки», «Мы поедем «Громко — тихо», «Любимая мелодия», «Музыкальная палитра» [1]; В.Ю. Крыловой «Ладошки» [3]. Для оценки тембрового слуха нами была разработана авторская проба-тест «Тембровые прятки».
В результате обследования был оценен уровень музыкальных способностей детей на начальном этапе опытно-экспериментальной работы и по итогу формирующего этапа. Проведённый статистический анализ позволил выявить значимые различия по показателям музыкальных способностей у детей, которые участвовали в опытно-экспериментальной работе. Наблюдается увеличения музыкальных способностей по следующим показателям: метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, интонация, динамическое чувство.
Проведенный факторный анализ позволил сделать вывод о том, что в развитие музыкальных способностей вносят вклад все исследуемые характеристики, а значит каждую из них нужно развивать. Выяснилось, что наибольший вес в развитии музыкальных способностей имеет связь следующих показателей: метро-темпо-ритм, чувство ритма, чувство звуковысотности, интонация, динамическое чувство и эти характеристики следует развивать в совокупности. Была обнаружена связь между показателями гармоническое чувство и эмоциональная отзывчивость. Интересен результат с показателем «чувство тембра»: не смотря на то, что он выступает отдельным фактором, несёт достаточно большую объяснительную нагрузку. Это указывает, на то, что упражнения на чувство тембра стоит выделить отдельным блоком.
Проведенное исследование позволяет говорить о том, что у детей, прошедших два года обучения по развивающей программе отмечены изменения в сторону улучшения развития музыкальных способностей.
Реализации программы «Развитие музыкальных способностей у детей 4-5 лет» в полном объёме оказывает положительное воздействие на развитие музыкальных способностей дошкольников.
В настоящее время в школах искусств на музыкальных отделениях не практикуется преподавателями занятия с дошкольниками посредством групповой тренинговой работы. Тем не менее, групповая тренинговая работа с дошкольниками – это оптимальный вариант для развития музыкальных способностей с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет.
Содержание и порядок реализации программы с дошкольниками имеют свои особенности.
Во-первых, это касается позиции преподавателя. В дошкольной группе активность взрослого должна быть гораздо выше. Необходимо постоянно направлять внимание, активность участников группы на определенные действия, создавать атмосферу загадочности, т.е. влиять на мотивацию детей, давать эффективную обратную связь и др.
Во-вторых, свои особенности присущи форме проведения занятий: они должны быть более чётко спланированы.
В-третьих, в качестве преподавателя могут быть музыканты различных специальностей, музыканты с высшим психолого-педагогическим образованием, которые прошли повышение квалификации в формате семинаров по орф-педагогике.
В практике педагогов отделения музыкально-эстетического воспитания имеется опыт проведения мастер-классов, в которых охотно участвуют дошкольники. Также в качестве повышения квалификации педагогов музыкальных школ проводились выступления на педагогических советах и внутренних конференциях.
Литература:
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей / Анисимов В.П. – М., 2004
- Гудкин Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / Гудкин Д. – М., 2013
- Крылова В.Ю. Использование музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников. Методическая разработка. Ржев, 2015
- Тютюнникова Т.Э. Орф-фокус / Тютюнникова Т.Э. – М., 2015
- Тютюнникова Т.Э. Под солнечным парусом или полет в другое измерение / Тютюнникова Т.Э. – СПб., 2008
- Тютюнникова Т.Э. Потешные уроки / Тютюнникова Т.Э. – Спб., 2011