От «Гармонии» — к человеку культуры, гармоничной личности
Результат детского художественного творчествастал рассматриваться как явление, представляющее эстетическую и научную ценность, начинаяс последней трети XIX века. Именно тогда за ребенком было признано право на особый эстетический взгляд на мир, а его отношение к действительностистало представлять интерес для художественной общественности, психологов и педагогов. Воспитание красотой и через красоту формируетспособность ребенка к творчеству, эффективно влияет на полноценное (гармоничное) развитие личности,способствует нравственному и интеллектуальному развитию юного человека.
В 2012 году художественному отделению школы искусств «Гармония», исполнится тридцать лет. В настоящее время художественное отделение МАОУ ДОД «ДШИ «Гармония» размещается на двух территориях: ул. Рижская, 74/2 и пр. Заречный, 4А. В общейсложности здесь занимается более 500 учащихся, 290 из них на муниципальных местах, остальные приобретают платные образовательные услуги.
На художественном отделениисложиласьсвоя целостнаясистема обучения изобразительному искусству, позволяющая приобрести начальные профессиональные навыки и умения в предметах академического цикла (рисунок, живопись,станковая композиция), в освоении разных материалов декоративно-прикладной композиции: текстиль (ручное ткачество, батик), бумага (бумажная пластика, папье-маше), керамика. Весь курс делится на триступени: подготовительную, младшую (3 года) истаршую (4 года). Изучаемый материалстроится по дидактическому принципу – от овладения учащимися простыми навыками, через накопление знаний и умений к итогу – выполнению дипломных работ и возможности продолжить профильное обучение в ВУЗахССУЗах.
Вот и в этом году художественное отделение МАОУ ДОД «ДШИ «Гармония» провело очередной просмотр дипломных работ выпускников. Каждый из 52 учащихся представил изображенныес натуры натюрморты по живописи и рисунку, а также творческие работы постанковой композиции: «Северные мотивы» и «Оформление книги». Это комплекс работ, выдержанных в единомстиле (обложка, иллюстрации, буквицы, концовки/заставки), выполненные в любимой технике (акварель, гуашь, графика,смешанная и т.д.), по любимому литературному произведению. По декоративной композиции: образная кукла – удивительные персонажи изсказки «Алиса в Зазеркалье»; ручное ткачество (махровое, гобеленовое) – подушечки,сумочки, панно; роспись по ткани (батик) – платья, юбки, туники, целые комплекты, которые представляютсобой эксклюзивные вещи. Выставка работ выпускников поражает разнообразием, трепетом, терпением и любовью,с какими они выполнены, запоминается оригинальностью композиций, тонкостью рисунка,сложностью колорита, гармонией цветовыхсочетаний. Проведённые в школе годы учёбы не проходят напрасно.Соприкосновениес искусством делает движения души тоньше и выше.
Учащиеся художественного отделения, начинаяс младших классов, прини¬мают участие и являются лауреатами и дипломантами областных («НадеждаСибири», «Весенняя радуга», «Учитель и ученик»), всероссийских («Золотая АрхИдея», «Тюменский звездопад», «Алмазные грани» и др.) и международных («Рождественская (г.Тобольск); «Азбука веры» (г.Санкт-Петербург); «Краски Земли» (Эстония); «Дунайские волны Победы» (Сербия); «Я рисую Японию» (г.Москва) «Подводные фантазии» (Украина), «Космос и я» (г.Новосибирск) и др.) выс¬тавок и конкурсов детского изобразительного творчества. Несколько детских работ находятся в частных коллекциях Дании и Норвегии. Как правило, участие юных художников бывает заочным, т.е. на конкурсы отправляются работы, а не авторы. Поэтому вдвойне приятно, когда победы достигаются в реальных конкурсах: так два года подряд (июнь 2009 и 2010) команда художников школы искусств «Гармония» участвовала в Международном детском фестивале «Солнце, Радость, Красота» в г.Несебр (Болгария), выполняя пленэрные работы непосредственно на месте и дважды завоевала Гран-При и медали разного достоинства.
Всё это представляетсобой плоды деятельности коллектива преподавателей – художников, музыкантов, искусствоведов, которые, вводя маленького человека в мир творчества, раскрывают его индивидуальность. Каждый из педагогов является неотъемлемой частью коллектива — вне зависимости от времени, проработанного в школе. Это С.П. Фоминцев, И.И. Коробицына –старейшины отделения, Н.А. Гордеева, Т.В. Латышева, О.В.Суворова, Я.Б. Диденко, работающиесвыше 10 лет, В.Ф. Тушнолобова, Н. А. Григорьева, Д.М. Апасова, О.В. Кунгурова и новые талантливые педагоги Ю.Д. Мюллер, Ю.В. Тарусина, Т.А. Черкашина, Э.И. Хайруллина. Удивительные люди, любящие детей исвоё дело, онисоздают здесь особую, доброжелательную творческую атмосферу,способствующую раскрытию индивидуальности, эмоциональному и творческому развитию личности. Педагоги участвуют и имеют награды профессиональных художественных международных и всероссийских выставок и конкурсов. Неслучайно каждый третий выпускник отделения выбирает профессию дизайнера, архитектора, модельера, искусствоведа, художника, преподавателя изобразительного искусства.
Благодаря присутствию в коллективе Наталии Александровны Гордеевой, члена Тюменского отделенияСоюза художников России, известного тюменского художника-гобеленщика,стало возможнымсотрудничествос музеем ИЗО Музейного комплекса им. И.Я.Словцова, Фондом посозданию и развитию центра народных ремёсел и промысла «Возрождение», ГАУК Тюменской области «Центром прикладного творчества и ремёсел» по возрождению исохранению традиций тюменского коврового промысла, когда-то знаменитого тюменского махровогосанного ковра всовместных проектах: Международный выставочный проект детского творчества «Мост Дружбы.Сибирь-Африка», г. Тюмень, (3 июня-1 августа 2006); Выставка детского творчества «Сибирские узоры» (27 марта-10 апреля 2006) в Лектории Государственного Русского музея; «Мой любимый ковёр. ЦветыСибири». Работы учащихся представлены в экспозиции выставки «Тюменский ковёр. Традиции исовременность»с ноября 2010г. Этостало «изюминкой» нашего отделения.
Примечательно, что мальчики выполняют работыс не меньшим интересом и качеством, а порой и лучше, чем девочки. Всозвездии выпускников 2011 года можно выделить яркую индивидуальностьСемёна Малышева — разностороннего, пытливого ученика, впитывающего знания,старающегося научиться у педагогов всему, что они могут дать. Неслучайно онстал обладателем Гран-При Международного детского фестиваля «Солнце. Радость. Красота» в г.Несебр (Болгария) в июне 2010, был отмечен дипломами 2 и 1степени на Всероссийском молодёжном архитектурно-художественном фестивале «Золотая АрхИдея» в 2010 и 2011 г.г. за работы, выполненные в разных техниках: бумажная пластика, валяние, ручное ткачество. В последней работе он умелосочетал гладкую и махровую техники, тончайшие цветовые переходы,создав образ пера птицысказочной красоты.
Плодотворным былосотрудничество отделенияс ООО «Заречье»: Выставка-конкурс «Сибирскийсундучок» в ТЦ «Премьер» (ООО «Заречье» и музей ИЗО,сентябрь 2007), проект «В музее» (грант Благотворительного Фонда Развития Города Тюмени при финансовой поддержке ОАО «Заречье», июнь-декабрь 2008 г.). Целью Проекта было развитие интереса к культуре и местным традициям в декоративно прикладном искусстве. Юные художники побывали в интерьерах музея «Мебельстарой Тюмени», представляющих помещения разного назначения, принадлежащих представителям разныхсословий г. Тюмени в XIX веке. Ребята имели редкую возможность не только визуально познакомитьсяс предметами обстановки, но и прикоснуться к ним, что произвело неизгладимое впечатление. В общейсложности музей посетило около 200 человек.
В процессе выполнения конкурсных работ использовались зарисовки,сделанные в музее, разные техники: живопись, графика, аппликация, керамика, бумажное моделирование, ручное ткачество. Это – картины из жизни разныхсословий Тюмени XIX века; предметы, передающие характер музейных экспонатов или представляющиесобой проекты новойсовременной мебели; композиционно-философские рассуждения освязи времён, поколений; об изменениях, происходящих в жизни людей, вещей, городов.
Итогом проектастала организация яркого открытия выставки детских работ «Город. Люди. Вещи»с проведением мастер-классов по традиционным промыслам Тюменского региона: ковроткачеству, росписи, валянию. Участники узнавали об особенностях и возможностях их применения в наше время, при этом и дети, и взрослые проявляли неподдельный интерес и благодарили за возможностьсделать что-тосвоими руками. Много лет продолжаетсясотрудничествос областной детской научной библиотекой и библиотекойсемейного чтения им. А.С. Пушкина. Проводятся выставки работ, ребята участвуют в мероприятиях и конкурсах, проводимых в библиотеках.
Коллектив художественного отделения МАОУ ДОД «ДШИ «Гармония» награжден Благодарственными письмами, дип¬ломами и грамотами различных конкурсов, журналов «Юный художник» и «Советская женщина», Тюменского отделения ВООПИиК и Тюменского от¬деленияСоюза художников, музея детского изобразительного ис¬кусства народовСибири и Дальнего Востока, Тюменского отде¬ления комитета защиты мира и др. за высокий уровень подготовки учащихся.
Выпускники покинулистены школы, но жизнь продолжается, и вот в июне все преподавателисостаршими учащимися вышли на пленэр. Исейчас их можно встретить на улицах города, в парках и дворах, любовно рисующих цветы, деревья, архитектуру в исторической части исовременные постройки – наш город. Не зря великий русский педагог К. Д. Ушинский утверждал, что прекрасные окрестности города,села, душистые овраги и колыхающиеся поля являются замечательными воспитателями детей. Красивый пейзаж родного края не только развивает эстетические чувства у детей, но и пробуждает у них любовь к Родине. Чтобы полюбитьсвой край, надо знать его, надо познакомитьсяс его природой и людьми. Чтомы и делаем!
Ольга ФЕДОРОВА – заместитель директора художественного отделения Школы искусств «Гармония»
Также можете прочитать этот материал и по этой ссылке:
http://www.dshigarmoniya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=19:2011-11-25-06-01-04&catid=2:cat2&Itemid=3